филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

01:02 четверг, 14 ноября 2019
08 июля 2016, 22:00
217
История ГТРК «Алания»
1961 год – начало вещания Северо-Осетинского телевидения. Стоять на месте – это не про североосетинское телевидение. Именно поэтому всегда, в любое, даже самое трудное для ГТРК время, удавалось сделать шаг вперед.

Стоять на месте – это не про североосетинское телевидение. Именно поэтому всегда, в любое, даже самое трудное для ГТРК время, удавалось сделать шаг вперед. Благодаря тем, кто шел в ногу со своим временем на осетинской студии, мы добрались до будущего – цифрового телевидения. Летопись богатой истории сохранена на лентах, в текстах, в памяти. Пора двигаться дальше.
Небольшие экраны собирают широкую аудиторию. 1961 год – начало вещания Северо-Осетинского телевидения. Приемники еще редкость. На просмотр программ собираются всем двором. Приходят не только соседи, но и друзья, родственники. Экран притягивает как магнит. Звукорежиссер Аслан Кайтуков работал над первым эфиром местного телевидения.
Аслан Кайтуков, звукорежиссер группы киновидеопроизводства ГТРК «Алания»: «Режиссером была Ирина Макиева. Я ждал ее команду. Тогда Земфира Тедтоева вышла в эир в первый раз и поздравила республику с историческим днем открытия телевидения в Северной Осетии. Я почувствовал облегчение просто от того, что мы сделали что-то важное, что-то необычное».
Артистам и дикторам эфир приносил на самом деле национальную славу. Первыми дикторами осетинского телевидения были Земфира Тедтоева, Тасолтан Мамсуров, Владимир Дудиев, Земфира Кулова, Зарема Доева. Владимир Дудиев и сегодня на экране. Обучает молодежь и остается эталоном высочайшего профессионализма.
Владимир Дудиев, диктор, народный артист Северной Осетии, заслуженный артист Южной Осетии: «Я счастлив еще потому, что меня телезритель принял сразу и бесповоротно. Я 52 года служу своему народу, и ни разу я не получал писем с ругательствами, с недовольством. Только со словами благодарности».
Первым председателем Гостелерадио Северной Осетии был Иван Гапбаев. Он решил нелегкую кадровую задачу. В то время тележурналистов и специалистов в этой области не было. Иван Александрович сколотил команду, которая, благодаря поддержке из Москвы, вскоре стала профессиональной. Энтузиазм и помощь центра были основой быстрого роста.
Эмма Торчинова, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, заслуженный работник культуры РСО-Алания, лауреат премии ГТРК «Алания» «Золотой микрофон»: «Начало – это всегда интересно. Мы оставались здесь на ночь. Энтузиазм, радость была от возможности подарить зрителям красивое».
Сегодня с благодарностью и уважением вспоминают Ахсарбека Агузарова, который почти 20 лет руководил осетинским телевидением и радио. То время называют романтическим периодом в истории телерадиовещания. Тогда же усилиями Агузарова и его команды зародилась эра телевизионного кино на Северном Кавказе, столицей которого стал город Орджоникидзе.
Так закручивался очередной виток истории Северо-Осетинского телевидения. На кинопленку снимали фильмы и передачи, даже информационные сюжеты, для программы новостей. Очень скоро Северо-Осетинская студия телевидения стала фильмопроизводящей базой на Северном Кавказе для Центрального телевидения. В 70-е годы был построен кинокомплекс с павильоном площадью 700 квадратных метров.
Павильон – особое пространство. В нем, кажется, остался дух сцен, которые здесь разыгрывались. Это место где снимали незабываемые игровые картины, фильмы-концерты, телеспектакли, передачи. Здесь в декорациях комнаты снимали эпизоды кинофильма «Во всем виновата Залина» по сценарию Ахсарбека Агузарова. Фильм получился таким, что, как говорят его зрители, каждая роль – главная. В павильоне была та самая таверна из комедии «Волшебная папаха», в которой один из героев околпачил разбойников, плетень, за которым прятались персонажи из фильма «Костры на башнях».
На базе Северо-Осетинского телевидения было снято более сорока художественных и двухсот документальных картин и фильмов-концертов. Эти цифры говорят сами за себя. За ними не гнались, но работали без устали и не снижая набранной высоты творческого полета. Осетинская студия была третьей в стране, после «Останкино» и «Лентелефильма», по объему кинопроизводства.
С конца 70-х годов республиканское телевидение кратно увеличило производство фильмов, программ и передач. Совершить скачок позволила видеозапись. А совершенно новые возможности, недоступные ранее, появились с внедрением компьютерного монтажа.
Рафаэль Гаспарянц, руководитель группы киновидеопроизводства ГТРК «Алания»: «Технология кино в сравнении с поздними форматами, видео и цифровыми форматами, была гораздо сложнее для работников. В том смысле, что каждый элемент требовал времени. То, что для нас, в кино, в свое время казалось очень сложным, на видео, особенно на компьютерном монтаже, быстро достигается. Видео, за счет того, что можно снять больше, про запас на случай изменений – в кино так нельзя. Мы были ограничены физическими параметрами. Вот в каждой коробке 10-минутный запас пленки. На каждую картину отпускался лимит пленки».
Сегодня на экране рассвет новой технологии, свой отсчет ведет эра цифрового телевещания. Кинопавильоны и аппаратные, в которых снимали и озвучивали легендарные фильмы, сегодня обретают второе рождение. Кинокомплекс становится комплексом цифровым. Никогда еще картинка на экранах приемников не была столь контрастной, четкой и сочной. Ее качество способно удовлетворить самых искушенных телегурманов. Технических помех стало еще меньше. А вот поиск новых форм и решений для творчества только расширился. Коллектив, вещающий с Осетинской горки, совершает очередной этап восхождения – в новую, цифровую эпоху.
Аслан Богазов

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: