Среди тех, кто нашел выход из сложной ситуации, – Бесланский пищекомбинат и завод «Заря Осетии»
Кризис или процветание? В непростой период пандемии, пока одни предприятия терпят убытки и сокращают производство, другие находят новые инструменты развития. И достаточно успешно. Во многом, благодаря поддержке государства.
Сезон активной работы на Бесланском пищекомбинате длится 7 месяцев – с апреля по октябрь. По срочному договору работает около сотни человек. Бригадам предоставляют гостиницу и бесплатное питание. Во время пандемии сокращение численности штата не произошло. Также не было и задержек по заработной плате.
В сезон на производстве изготавливают в среднем 800 тысяч банок. 85% уходит на экспорт. Около 15% поставляют в торговые сети республики. Эта продукция, например, будет отправлена в Моздокский район.
Предприятие в республике работает давно. Как и другие, в период ограничений столкнулось с трудностями. Дело в том, что еще до начала пандемии руководство завода заключило договоры на поставку консервированной продукции в несколько регионов страны. И уже весной могло не выполнить часть обязательств. Количество заказов уменьшилось, под угрозой снижения оказалась и закупочная цена. Однако, благодаря региональным мерам поддержки бизнеса, предприятию удалось не просто остаться на плаву, но и расширить производство.
Руслан Леков, директор Бесланского пищекомбината: «Мы воспользовались мерами поддержки, которые создала наша власть. Это фонд микрофинансирования, который предоставил льготный кредит. Он с 3 млн увеличился до 5 млн. Это достаточно оперативно и адресно было сделано».
Бесланский пищекомбинат выиграл грант по программе агростратапа. Он позволит обновить оборудование и докупить технику, для работы в поле. С этого года планируют выращивать не только огурцы, но и помидоры, и болгарский перец. Однако здесь предприниматель сталкивается с проблемой. Свободных земель в республике нет, приходится брать в субаренду. Земля с каждым годом становится все дороже.
Руслан Леков, директор Бесланского пищекомбината: «Овощеводы, они достаточно много вводят удобрения в землю, и земля бывает более плодородной. Есть такой момент: недобросовестность собственника земли. Они индексируют арендную плату. То есть вам уже не надо столько денег в землю, в удобрения вкладывать, тогда дайте мне, арендатору».
Среди тех, кому в период пандемии удалось увеличить ассортимент продукции – производители ЛЭД-ламп. Теперь в Северной Осетии изготавливают рециркуляторы. Безопасные для глаз обеззараживатели воздуха пользуются спросом не только в республике, но и в других регионах страны.
Дмитрий Ураков, исполнительный директор завода «Заря Осетии»: «Мы не сократили производство, наоборот, мы его нарастили, как вы можете увидеть, сзади стоят рециркуляторы наши. Люди не уходили от нас, никого мы не увольняли. Наоборот, мы приняли на работу в период пандемии и чуть позже порядка 5-6 человек».
Светильники местного производства используются в складских помещениях, в офисах, салонах красоты. Еще они освещают и трассы, сельские улицы. Несмотря на сложную эпидобстановку, производство планируют расширить.
Дмитрий Ураков, исполнительный директор завода «Заря Осетии»: «Спортивное оборудование хотим запустить сейчас. У нас уже есть наработки. Именно по спортивному оборудованию. Будем выпускать шведские стенки, турники. Есть возможность у нас выпускать детское оборудование: горки. Я думаю, это будет пользоваться спросом, можно наладить».
Пандемия для некоторых предпринимателей стала возможностью расширить или перепрофилировать бизнес. Сохранить свое дело можно благодаря региональным и федеральным мерам поддержки.