Глава Минприроды Батраз Хидиров встретился сельчанами и разъяснил ситуацию
В Дигорском районе вырубают лес. Судьба экосистемы очень беспокоит жителей села Урсдон. Они считают, что из-за этого даже река становится мельче. Впрочем, специалисты связывают это с другой причиной. А еще уверяют, если рубить деревья, то в меру, и надо сажать при этом новые. Компенсируя убытки природе. Насколько законна такая активная вырубка деревьев в Урсдоне? – в материале ГТРК «Алания».
Эльза Гергиева – учитель географии в местной Урсдонской школе – негодует, называет вырубку вековых деревьев бесчеловечной. Такое отношение к природе будет иметь последствия, утверждает она.
Из-за вырубки деревьев мельчает река Урсдон – полагают местные жители. В ответ Минприроды Северной Осетии разъясняет: обмеление реки никак не связано с вырубкой леса. Ссылаются на данные Росводресурсов – негативные явления связаны с малоснежностью двух последних зим. Такие аргументы не устраивают местных жителей. Говорят – такая ситуация продолжается не первый год и показывают кадры с квадрокоптера.
Вячеслав Мсоев, житель с. Урсдон: «Факт налицо, какая ситуация, это не единичный случай. Вот такое варварское истребление природных ресурсов, в частности, леса, уже продолжается около пяти лет. Это десятая часть того, что мы сегодня видим. Столько же леса находится в данный момент в лесу, еще не вывезли – целые поляны оголенные».
Врио министра природных ресурсов и экологии республики Батраз Хидиров заверяет: о сплошной вырубке нет и речи. Попутно напоминает – все леса на территории страны в федеральной собственности, и за их состоянием следят компетентные органы и представители лесничества. Специальную опись Рослесхоз провел в 2007 году. И как раз в ходе нее определили, где и в каких объемах можно вырубать деревья. Исходя из предоставленных жителями фотографий, специалисты сделали вывод – вырубка, как и было предписано, выборочная. Есть отдельные факты, с которыми нужно разобраться, но в целом все в рамках нормы.
Инга Тигиева, начальник отдела лесовосстановления, охраны и защиты лесов Министерства природных ресурсов и экологии РСО-А: «Качество леса от этого, безусловно, будет страдать. Элементарно мы не даем возможности молодняку, который под кроной огромных деревьев испытывает дефицит той же влаги, того же светового достатка. И если этих всех параметров нет, понятно, что нет возможности молодому лесу расти, и лес будет автоматически превращаться в перестоянный, переспелый, что ведет к ослаблению его».
Тем более, по закону каждый желающий, зайдя на официальный сайт Минприроды республики, может подать заявку на так называемую делянку. И по открытому аукциону получить право делать лесозаготовку в определенном объеме. Такие разрешения выдавались, в том числе, местным жителям.
Батраз Хидиров, врио министра природных ресурсов и экологии РСО-А: «Вот это лесоустройство, которое федеральные органы проводят, не наши местные органы, а «Воронежлеспроект», указывают каждый участок леса и нам потом дают задание, чтобы этот лес вырубался, и чтобы эти деньги поступали часть в федеральный бюджет, часть в местный. Мы как министерство, которому переданы эти полномочия, обязаны это делать – выдавать эти делянки, а если мы не выдаем, а граждане к нам обращаются, к нам как раз со стороны прокуратуры и органов вопросы возникают – а почему предусмотренное государством вы не выдаете? Ко мне приходят, наоборот, просят делянки, чтобы выдали – и местные жители, и не местные. Но если местные категорически против этого, никаких вопросов – мы это прекратим».
Казалось бы, явное противостояние неожиданно разрешилось мирным договором. Батраз Хидиров поручил руководству Дигорского района включиться в решение проблемы и собрать подписи противников вырубки леса.
Дело осталось за малым – собрать подписи о наложении хотя бы временного моратория на какую-либо рубку в Турмонском заказнике, однако в Минприроды предупреждают: в таком случае выделение делянок, кстати, предусмотренное федеральным законом, будет запрещено и местным жителям тоже.
По закону на каждое вырубленное дерево высаживается не менее десяти. По статистике в Дигорском районе за последние два года было вырублено две тысячи деревьев. А посажено аж 37 000. На данный момент в лесу Урсдона заготавливают древесину четыре организации. И им нужно дать доработать – говорят в Минприроды, ведь делянка выдавалась им на определенный срок. Тем не менее, если есть факты нарушений – о них можно заявить.