Реставраторы уверены: основные колористические решения должны оставаться именно такими, но работа с тонировкой будет продолжаться
Серый и терракот. Такими красками заиграл после реставрации фасад Русского театра. Яркие цвета сразу бросились в глаза горожанам. В соцсетях поднялась настоящая волна обсуждений. Люди спорят, насколько органично такое цветовое решение в исторической части города.
Работы над преображением Русского театра начались около месяца назад. Обновить, укрепить, сохранить детали, которые могут быть утрачены – основные задачи реставраторов.
Ирина Уракова, архитектор реставрационной компании «Скифос-РСК»: «Была проведена реставрация фасада, очистка более ранних многочисленных наслоений, сейчас мы видим, что заменяется цоколь, бетонные плиты заменяются на белокаменные, как и было изначально задумано, участки, которые были подвергнуты поражению, обработаны антисептиком, где были проблемы со стенами – они усилены».
В каких цветовых решениях было выполнено здание театра изначально – свидетельств не сохранилось – нет ни фотографий, ни рисунков здания того времени. Но при очистке многочисленных слоев штукатурки, специалисты обнаружили именно такую гамму.
Петр Павлов, руководитель реставрационной компании «Скифос-РСК»: «Мы взяли эти цвета не с самой первой покраски, боковые части этого здания были достроены в начале 20 века, и именно от того периода, согласно реставрационной методике, и были приняты колористические решения сегодняшние. Решения принимали люди, имеющие много десятилетий стажа реставрационного».
Старейший драматический театр Северного Кавказа был построен в начале 70-х годов 19-го века. Выглядел он, конечно, не так, как сейчас – на протяжении 150 лет здание достраивалось, видоизменялось, перекрашивалось.
Феликс Киреев, историк: «Сейчас реставраторы, проведя какие-то работы, по их словам, снимали слои и определили, что это был начальный цвет. Тут тоже можно задать вопрос – а сколько держался этот цвет, может, прошел сезон, сказали – нет, не нравится, перекрасим в другой цвет. Трудно сказать, это не замысел автора, Уптон не делал этого цвета. Это фасад не его, а поздних архитекторов. Как простой гражданин, я тоже могу сказать нравится/не нравится, как историк я не могу подтвердить этот цвет, потому что на основе материалов, которые у меня есть, этого нельзя сделать. Поэтому остается только положиться на реставраторов, как они сделали, их последнее слово остается. Если вдруг когда-то найдется что-то в документах, тогда мы поймем – правы они или нет».
Реставраторы уверены: основные колористические решения должны оставаться именно такими. А вот работа с тонировкой будет продолжаться. Для этого была организована встреча реставраторов с художниками.
Юрий Абисалов, Заслуженный художник РФ: «Колеровка – это сложное направление, бывает, что не попадаешь, но ничего страшного нет, это же краска. Володя небольшой консилиум собрал, поговорили и пришли к консенсусу – кое-что высветлить, кое-где светлого добавить, холодное убрать. Критиков много, но, конечно, надо дать им спокойно работать, законченный вариант будет – тогда уже рассуждать. Это процесс работы, это никакой не вопрос – перекрасить можно всегда. И что цветной – ничего плохого в этом нет. Будет держать какой-то центр цвета».
Петр Павлов, руководитель реставрационной компании «Скифос-РСК» : «Мы видим незавершенный объект. Я упомянул, что мы вчера встречались с известными художниками, но некоторые элементы фасада, которые вы можете увидеть, вчера еще были терракотовые, сегодня уже в светлых тонах. Это те разумные пределы компромисса, т.е. мы посмотрели свои нормы, художники предложили, что здание будет более ярким, более праздничным, мы с этим согласились, но основные колористические решения неизменны, мы ни на йоту не отступали, и не будем отступать от реставрационной методики. В ходе реставрационных работ серый цвет станет более теплым, без оттенка синевы, будет белый доломитовый цоколь».
Реконструкция фасада завершится в ближайшие дни. Но сотрудники театра просят обратить внимание на состояние всего здания и прилегающей территории, они тоже нуждаются в ремонте.