Среди приглашенных – гости из разных уголков России и даже Америки
В высокогорном селении Ханаз провели один из древнейших обрядов жертвоприношения. На празднике собрались выходцы со всего ущелья. За большим застольем возносили молитвы Всевышнему. Особенно просили о здоровье.
Ханазы Уацилла в Ирафском районе отмечают каждый год. Среди приглашенных – гости из разных уголков России и даже Америки. Милан Хохоев признается, присутствовать здесь большая честь. Принять участие в празднике планировал еще в прошлом году. Помешала пандемия.
Милан Хохоев : «Сам я из Северной Осетии, но учиться уехал в Санкт-Петербург. И остался там работать. Здесь не был с 2010 года. Никак не получалось. В этот раз подобрал отпуск так, чтобы точно попасть смог сюда. Я поздравляю с праздником всю фамилию и всех гостей».
По традиции празднество начинается с приготовлений. Обязательный ритуал – жертвоприношение. На трехногом столе – три пирога и осетинское пиво. В этот день принято молиться. Просят Всевышнего о здравии и благополучии.
После молитвы начинается застолье. В это время младших отправляют в высокогорное святое место – кувандон. Этому ритуалу сотни лет. И традиция обязательная.
Владислав Хохоев : «Это древнее святилище. Туда ходили молиться еще и наши старшие. Каждый год мы собираемся на фамильный куывд. Молятся старшие внизу. И мы идем наверх молиться там. Просить будем о здоровье, особенно если в это сложное время».
В Ханазе собралось более ста человек. И все представители фамилии Хохоевых. Попасть на куывд в Северной Осетии – большая удача и честь, поскольку приглашают туда только родственников или друзей. Фамильное торжество как дань вековым традициям и осетинским покровителям.
Харитон Хохоев, старейшина фамилии Хохоевых : «Мне уже 81 год, я каждый год сюда приезжаю. Здесь всегда все помогают. И младшие, и старшие. Я здесь самый старший. И тоже помогаю всем. Сижу за старшего. Молодёжь прекрасная. Очень воспитанная».
Ханаз расположился в живописном Дигорском ущелье на склоне горы, с высоты птичьего полета открывается вид на окрестности. В самом селении никто уже не живет. Но о фамильных традициях знают даже самые молодые.