Понятие ESG или «устойчивое развитие» хорошо знают только 8% россиян как в крупных городах, так и в малых
Понятие ESG или «устойчивое развитие» хорошо знают только 8% россиян как в крупных городах, так и в малых. При этом более трех четвертей наших соотечественников (77,5%) считают важным развитие бизнеса в соответствии с нормами ESG – экологии, социальной ответственности и эффективного прозрачного корпоративного управления. Таковы результаты опроса*, проведенного банком «Открытие» к Форуму инновационных и финансовых технологий «Финополис-2021».
Отношение населения к экологической и благотворительной деятельности:
65% участников опроса принимают участие в благотворительной деятельности. Из них две трети делают это раз в полгода и реже. Регулярно (раз в 1-3 месяца) в благотворительных акциях участвует около 35% опрошенных. Главные направления благотворительности компаний – помощь оказывают больным детям (53%), здравоохранение (28%), экология (20%).
Экологическую обстановку в стране и своем населенном пункте россияне оценивают достаточно низко – в среднем на 2,6 балла по пятибалльной шкале.
Наиболее актуальными проблемами, связанными с экологией респонденты считают загрязнение окружающей среды (4,3 балла по пятибалльной шкале) и обезлесение (4,2).
Более половины опрошенных заявили, что сами так или иначе заботятся об экологии. Чаще всего в качестве такой заботы они называли умеренное потребление – покупку только самого необходимого (62%), умеренное потребление электроэнергии (60%) и воды (58%). 60% используют многоразовые сумки при посещении магазинов.
При этом менее половины участников опроса заявили об ответственном подходе к разделению мусора и переработке отходов (бумаги, батареек, стекла, пластика).
19% участников опроса при выборе товара, продукции смотрят на социальную и экологическую активность компании как на один из критериев. На это чаще ориентируются женщины (23%), чем мужчины (16%).
Оценка участниками опроса деятельности компаний-работодателей в части ESG-развития:
При выборе работодателя большинство россиян руководствуются традиционными критериями – уровнем зарплаты (78%) и легальным наймом на работу в соответствие с законодательством (50%). ESG-факторы (social) важны для трети аудитории. При этом экологические и благотворительные инициативы компании на выбор работодателя практически не влияют.
Отвечая на вопросы экологической ответственности компаний (E-повестка), 55% опрошенных отметили, что бизнес должен решать экологические проблемы. Среди реальных действий компаний, где они работают, направленных на сохранение окружающей, респонденты называли экономию электроэнергии (48%), переработку использованных товаров (48%) и минимизация использования бумаги в бизнес-процессах (42%).
Наиболее важные направления корпоративной социальной ответственности (S-повестка), по мнению опрошенных – достойные условия труда (92%), охрана здоровья и безопасности сотрудников (86%) и обеспечение карьерного роста (83%).
При этом в рамках текущей деятельности компаний опрошенные выше всего оценили отсутствие дискриминации по расовому и религиозному признаку (64%), достойные условия труда (60%) и охрану здоровья и безопасности сотрудников (59%). Хуже всего оценивается направление, связанное с инвестированием в социальные проекты (15%).
Треть респондентов сообщили, что в их компаниях соблюдается баланс мужчин и женщин в руководстве. При этом 31% респондентов заявляют, что гендерный баланс не соблюдается: в городах с населением 100-500 тысяч человек этот показатель чуть выше – 40%.
Четверть участников опроса (29%) заявили, что в их компаниях женщин в руководстве от 25% до 50%. Еще в четверти компаний (26%) женщины занимают более половины руководящих должностей.
Среди наиболее важных направлений корпоративного управления (G-повестка) респонденты выделили отсутствие взяточничества и коррупции (59%) и обеспечение информационной безопасности (51%). При этом справедливая система вознаграждения топ-менеджмента важна лишь для трети респондентов.
На «отлично» деятельность компании в части корпоративного управления оценила менее трети аудитории. Ниже всего оценивается справедливость вознаграждения топ-менеджмента, наиболее высоко – отсутствие взяточничества и коррупции и обеспечение информационной безопасности.
Примерно две трети участников опроса (63%) считают, что компании, которые следуют принципам ESG, должны иметь налоговые льготы и получать кредиты на более выгодных условиях. 35% россиян против таких льгот- они полагают, что все компании должны быть в равных конкурентных условиях.
*Опрос проведен банком «Открытие» в октябре 2021 г по репрезентативной выборке среди 1000 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»), а также международными агентствами Fitch («BB+») и Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.