филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

03:18 понедельник, 25 ноября 2024
22 апреля 2022, 16:21
На базе Северо-Кавказской студии кинохроники планируют создать творческую площадку с учетом всех современных тенденций кинопроизводства

Эти решения – спасение для летописи, запечатленной на километрах кинопленки

Северо-Кавказская студия кинохроники перешла из федеральной собственности в республиканскую. На базе объединения планируют создать творческую площадку с учетом всех современных тенденций кинопроизводства. Эти решения – спасение для летописи, запечатленной на километрах кинопленки. Они открывают новые горизонты для творчества.

Четыре тысячи квадратных метров, операторские помещения, студии звукозаписи, монтажные и кинозалы. Под толстым слоем пыли оборудование, которое могло бы служить еще десятки лет. Кинопленки, записи в блокнотах, дискеты, все осталось в кабинетах. Словно 120 работников предприятия отлучились на перерыв, оставив рабочий беспорядок, и больше не вернулись.

В переплетении зарослей прячется Северо-Кавказская студия кинохроники. Сложно поверить, что несколько десятков лет назад здесь производилось более 20 фильмов и 50 киножурналов в год. Теперь появилась надежда на возрождение.

На основанной в 1946-м студии кинохроники было создано более 500 документальных фильмов. Киножурнал «Северный Кавказ»  много лет рассказывал о жизни республик юга. Работники творческого объединения снимали будни и трудовые подвиги простых людей, многое другое.  Время шло. В 2011  на студии кинохроники перестали получать зарплату. В 2013-м вышел последний документальный фильм. Уже 4 года территория не охраняется, вандалы разбирают аппаратуру и сдают на металлолом, а долг за предприятием приближается к десяткам миллионов рублей. Вопрос о необходимости вернуть студию в республиканскую собственность поднимался не раз, и этого удалось добиться.

Темина Туаева, Заслуженный деятель искусств РФ: «Можно снимать кино в России, на Кавказе, в республиках. Все зависит от темы и уровня мастерства режиссера. Так что спокойно можно начинать работать с осени, подавать документы на субсидии. Но я с уверенностью могу сказать, что это могут сделать только профессионалы, которые работали на кинохронике, которые понимают эти задачи, которые любят хронику и документальное кино. Когда будет стоять вопрос о работе студии – еще и архив, то, чем жил Рафаэль Сетракович, и я, и Тимур Кусов, мы понимали значение этого архива, этой идеи собрать все фильмы и материалы, которые были сняты, привести в порядок, оцифровать и предлагать в качестве материала для использования другими кинематографистами».

20 апреля президент Владимир Путин подписал указ о передаче Северо-Кавказской студии кинохроники из федеральной в республиканскую собственность. Региональное министерство имущества приступило к оформлению документов.

Султан Цориев, кинорежиссер: «Студия находится на территории нашей республики, но республика не могла ее финансировать, потому что это собственность федеральная была. По юридическим основаниям невозможно было финансовую поддержку оказать. Сейчас этот вопрос будет решаться в Северной Осетии».

Северо-Осетинский киноархив – еще один триггер из мира кавказского кино. Предприятие появилось в 1959 году. Здесь трудилось более сотни человек, на сегодняшний день остался один работник – Светлана. Она не хочет показываться на камеру, но о кино может говорить бесконечно. Вот пленки того самого киножурнала Кавказа, вот любимые советские картины, а вот «документалки» – почти 15 тысяч кинофильмов хранятся в совсем неподобающих условиях.

Темина Туаева, Заслуженный деятель искусств РФ: «Например «Унесенные ветром» на 16-мм пленке, это уникально. Везде сожгли эти архивы прокатные, потому что там серебро, кто-то заработал на этом. Честь и хвала работникам нашего кинопроката, которые все это сохранили и худо-бедно за этим следили, просто поклон им до земли. И вот это все надо объединить и сохранить».

Здесь хранили все фильмы, вышедшие в кинопрокат в республике. Помещений становилось все меньше, как и работников, аппаратура для спасения кинопленки покрывалась ржавчиной. Транспортер для бобин замер, кажется, навсегда. А единственный из оставшихся работник Светлана помнит, где лежит каждая из почти 15 тысяч кинокартин. И верит, что все это наследие еще кому-то понадобится.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania