Единственная в своем роде экспозиция на Кавказе, а может, и во всей России, расположилась в частном доме Сергея Голомзика
Любимая игрушка детства, оберег или сакральная сущность. Во Владикавказе действует уникальный домашний музей. Где главные экспонаты – лошади. Единственная в своем роде экспозиция на Кавказе расположилась в частном доме Сергея Голомзика. Для автора музей – дело всей жизни.
Сергей Голомзик предпочитает сосну, реже выбирает бук и осину. Он делает игрушечных лошадок для музея по различным образцам. Например, индийская лошадка 18 века с небольшими дополнениями от самого автора. Или вот еще в яблоках – качалка. Все экспонаты с историей и для истории.
Сергей Голомзик, директор Музея истории игрушечной лошадки: «Велосипедковая лошадка для тур Де-Франс сделана. У нее все, как положено: велосипедное седло, загнутые рули, сумочки для провизии… Называется велосипедковая».
Этот частный или, как любит называть его руководитель, домашний музей появился в 2017-м. Но вот коллекцию, которая легла в его основу, начала собирать супруга Сергея Голомзика Ирина еще 10 лет назад. Сегодня здесь представлено более полутора тысяч экспонатов – это игрушки-лошадки почти из 60 стран мира. Но ключевое место занимают представительницы, которые создавались на территории СССР и России.
Сергей Голомзик, директор Музея истории игрушечной лошадки: «Игрушка-лошадка во все времена была не только любимой игрушкой для детства, она была еще и оберегом, она была еще и некой сакральной сущностью. Если мы с вами обернемся и на Уастырджи, который находится на коне, это еще и атрибутом высших существ и покровителем людей».
О такой тесной связи лошади и человека с давних времен и рассказывает исторический зал музея. Здесь каждый посетитель может не просто увидеть, а прочувствовать эту связь. Авторы с душой и со знанием подошли к выставочной организации. На экскурсии вам обязательно покажут и скульптуру Николая Ходова «Садонский возчик руды», которую случайно нашли в пластилиновой версии в подвале одного из заводов Владикавказа, и расскажут о глиняных греческих горшках с изображением лошадей. А то и вовсе, поведают, на чем основана хитрость Одиссея и загадка троянского коня.
Сергей Голомзик, директор Музея истории игрушечной лошадки: «Троя – это был огромный центр, который экспортировал из Азии в Европу лошадей. И именно на этом экспорте Троя обеспечивала свое экономическое благополучие. И поэтому естественно, когда греки покинули стены Трои. И когда они вышли и увидели это замечательное произведение искусства, как они должны были воспринимать? Как то, что экономическая и финансовая мощь Трои победила воинственных греков, которые, наконец, ушли. Что они должны были сделать? Они, как памятник победы, потянули в свою Трою, и, конечно же, попались».
Помимо исторического зала в музее есть еще и зал тематический. Здесь соседствуют игрушки из глины, фарфора, ткани, пластика, стекла, дерева и металла. Расписанные под хохлому, музыкальные карусели, свистульки, литые статуэтки, монетки и марки – во всем этом многообразии заложена кропотливая работа неравнодушных к своему делу людей. А такой подход обязательно привлекает единомышленников.
Сергей Голомзик, директор Музея истории игрушечной лошадки: «Если не половина, ну третья часть, это, на самом деле, подарки, которые наши энтузиасты, наши посетители, наши друзья нам дарят. Спасибо им огромное, потому что понятно, что без помощи людей в наше время мало что может существовать и существовать красиво».
При этом очень многое создается в мастерской музея. Сергей Голомзик воспроизводит образцы наскальных изображений, которые бесценны своей уникальностью. Представлены и копии археологических находок.
Сергей Голомзик, директор Музея истории игрушечной лошадки: «Это Сунгирское захоронение во Владимирской области. Там мальчик с девочкой были захоронены. И у мальчика на шее висела вот такая вот лошадка из слоновой кости. То, что это первый экспонат сделан их материала долговечного – это одна тема, но здесь другая тема – каким образом древние технологии сумели древнюю кость выправить. Современные технологии на это не способны, мы не знаем, как это сделать. А они ухитрялись, как вот из этой круглой кости мамонта делать плоскую пластину».
За каждым экспонатом скрыта настоящая сокровищница информационных фактов. Музей, кстати, единственный подобный тематический на Кавказе, а возможно, и в России, принимает посетителей по предварительной записи, как-никак, он находится в доме авторов. Здесь интересно будет, как взрослым, так и детям. У юных посетителей есть возможность опробовать экспонаты в зале детской игрушки на практике, где представлены уже современные образцы. А потом ребята могут проверить свои творческие возможности в мастерской, а еще посмотреть фильмы о лошадях. Три года назад музей вошел в ассоциацию частных музеев России. Есть у учреждения и собственная эмблема – это подарок государственного исторического музея, правда, качалку дорисовал уже Сергей Голомзик, чтобы обозначить – это музей игрушек.