Накануне стало известно, что на 92-м году жизни не стало легендарного первопроходца, ветерана Великой Отечественной войны не стало на 92-м году жизни
На 92-м году жизни не стало легендарного первопроходца, ветерана Великой Отечественной войны Георгия Епхиева. 22 года он посвятил Крайнему Северу. Сначала разрабатывал первые газовые промыслы на Ямале, затем возглавлял строительство магистральных газо- и нефтепроводов. Уделял внимание и творчеству. В последнее время Георгий Иванович жил во Владикавказе.
Георгий Епхиев, ветеран Великой Отечественной войны: «Матрас на плече — так я и прибыл в этот лагерь, через две недели лагерь свернули, война началась, какие там лагеря ещё. Вот эти мои 90 трудодней послужили началом моей деятельности, как труженика тыла».
Георгию Епхиеву пришлось повзрослеть в 11 лет. Вместо отдыха в лагере юный Георгий рыл противотанковые окопы. Ветеран вспоминал, лопата никак не могла пробить тяжелый грунт известняка. Женщины и дети еще работали на полях, чтобы обеспечивать фронт хлебом. Георгий Епхиев и здесь был на передовой.
Георгий Епхиев, ветеран Великой Отечественной войны: «Если бы взяли Владикавказ, то у них открывалась дорога на нефть — Грозный, а дальше Баку, потому что препятствий было мало. Город Орджоникидзе держался до последнего».
Георгий Епхиев был одним из первых, кто уехал осваивать суровые земли Приполярья. Он возводил города и разрабатывал первые газовые промыслы кладовых Ямала. 22 года он посвятил Крайнему Северу. Георгий Иванович возглавлял строительство магистральных нефте- и газопроводов. Он руководил сложными проектами на болотных топях вечной мерзлоты. Имея такой список собственных заслуг, Георгий Иванович был одним из инициатором увековечивания памяти легендарного атомохода «Арктика».
Георгий Епхиев, ветеран Великой Отечественной войны: «В мире есть три равных великих человека. Это Юрий Гагарин, Нил Армстронг, который первым из землян вступил на Луну, и третий – Юрий Кучиев, который пришел на Северный Полюс на атомном ледоколе «Арктика», вспорол миллионами лет нетронутый ледяной панцирь Земли, еще петлю сделал, круг вокруг флагштока Северного Полюса. И вот, назвать самый мощный в мире атомный ледокол его именем!»
Отца Георгия Епхиева репрессировали в 30-е годы. Спустя 70 лет Георгий Иванович узнал об этом из книги Памяти жертв политических репрессий. Он был неравнодушен к этой теме, долгие годы входил в состав правления общественной ассоциации жертв политических репрессий «Номаран». Все, кому посчастливилось работать с ветераном, рассказывают, что это был удивительно начитанный, умный и сильный человек. Пока позволяло здоровье, читал прессу и книги.
Тамара Кайтукова, заслуженный работник народного образования: «Я была потрясена, что вот такой простой сельский паренек из Ардона мог пройти такую суровую жизнь. Ведь Ямал – это Север, Крайний Север. Там вечная мерзлота. И в этих условиях он, как наш земляк, показал себя с самой достойной стороны».
Последние годы Георгий Епхиев жил во Владикавказе. Но его всегда тянуло на Север. Почетный гражданин Нового Уренгоя, член московской ассоциации полярников, на пенсии он написал трехтомник «Ямал – алмаз в короне России» и книгу «Под звездами Приполярными».