В сентябре было реализовано 46,7 тысячи новых автомобилей, на 12% больше, чем в августе 2022 года
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты российского авторынка по итогам сентября и трех кварталов 2022 года. В сентябре было реализовано 46,7 тысячи новых автомобилей, на 12% больше, чем в августе 2022 года, но на 60% меньше, чем в сентябре в 2021-м. При этом всего за три квартала продажи составили 506,7 тысячи машин (-60% к прошлогодним результатам за аналогичный период). Доля АвтоВАЗа на рынке второй месяц подряд держится выше 40% (почти треть продаж рынку обеспечивает всего одна модель – Lada Granta), а Haval Jolion впервые оказался в тройке моделей лидеров рынка. Октябрь 2022 года может стать для авторитейла столь же сложным, какими были весенние месяцы. При этом среднемесячный уровень продаж в IV квартале скорее всего не будет опускаться ниже 45 тысяч автомобилей. И наконец, впервые сразу три китайских бренда по итогам года могут оказаться в топ-10 лучших марок на российском авторынке.
Первый месяц осени ознаменовался разнонаправленными тенденциями
В сентябре прошлого года отечественный авторынок уже пребывал далеко не в лучшем состоянии: было реализовано менее 120 тысяч новых машин, а продажи стабильного лидера рынка, АвтоВАЗа, сократились тогда относительно девятого месяца 2020 года более чем в половину. По нынешним временам продажу в более трети от прошлогоднего объема можно считать успехом. В сентябре 2022 года в России было продано 46,7 тысячи новых автомобилей – на 12% больше, чем в августе текущего года, и на 60% меньше относительно сентября прошлого года. В этот объем, как и прежде, не входят автомобили групп BMW, Chery, GM и Mercedes-Benz. В то же время по итогам трех кварталов суммарный объем рынка всех марок составил 506,7 тысячи новых машин (-60% к январю-сентябрю 2021 года).
Причем три недели первого месяца осени были очень неплохими по части трафика, контрактования и продаж новых автомобилей во всех брендах, где можно было найти товар в наличии. Тому способствовали расширение производства нескольких моделей Lada, планомерный рост поставок китайской техники и госпрограммы поддержки спроса. Однако после объявления частичной мобилизации настроение клиентов и неопределенность ситуации остудили интерес к любым сделкам в авторитейле. Причем расторгались или ставились на паузу нередко даже те контракты, по которым уже была внесена предоплата. Получается, что сохранить рынку положительную динамику помог в основном рост продаж первых трех недель сентября.
Lada Granta обеспечила рынку почти треть объема
Марка Lada традиционно остается на первом месте. В сентябре все дилеры этого бренда смогли реализовать 20,6 тысячи новых машин, почти на 2,5 тысячи или на 14% больше, чем августе 2022 года, и на 20% больше, чем в сентябре прошлого года. Тем не менее, немало дилеров (особенно в регионах) отмечали в последней декаде сентября падение трафика от 23 до 27%. Если бы этого не случилось, продажи Lada оказались бы еще выше. В масштабе трех кварталов АвтоВАЗ реализовал лишь 123,8 тысячи машин, это более чем вдвое меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. В то же время доля марки на рынке второй месяц подряд продолжает оставаться выше 40%. Это более чем пятикратное превосходство над любым из конкурентов.
При этом наибольшую долю продаж бренду из Тольятти по-прежнему обеспечивает одна единственная модель – Lada Granta (13,4 тысячи а/м или почти в три с половиной раза больше, чем в сентябре прошлого года). Другая модель марки, которая в прежние времена часто становилась лидером нашего рынка – Lada Vesta, опускается всё ниже в общем рейтинге моделей. По итогам сентября она лишь на 7-м месте (1,3 тысячи машин; -86%). Вседорожники семейства Lada Niva показали другую тенденцию: их было реализовано 3,4 тысячи машин, в два с лишним раза больше, чем за тот же период год назад. По модели Legend в сентябре состоялось 2 133 сделки (+316%), а по Travel – 1 306 сделок (+28%). Благодаря производству автомобилей в упрощенных комплектациях у завода была возможность нарастить производство. Все остальные модели из Тольятти по-прежнему не выпускаются, а дилеры распродавали по ним остатки, запасенные еще весной.
«Китайцы» теснят «корейцев»
Продолжая тенденцию последних нескольких месяцев, представители китайского автопрома также наращивали свою долю рынка. По результатам трех кварталов среди «китайцев» выделился явный лидер – марка Chery (21 082 а/м; -14,6% к периоду январь-сентябрь 2021 года).
Haval наступает соотечественникам на пятки (20 045 а/м; -20%). Причем, судя по тому, что в течение сентября и в начале октября дистрибьютор этой марки активно переписывать ценники в сторону уменьшения, он не собирается мириться с потерей лидерства. Бестселлер марки – кроссовер Jolion – в сентябре впервые оказался в тройке моделей лидеров рынка. Для этого хватило 2,3 тысячи.
И наконец, третий китайский бренд, который делает сейчас «погоду» в нашем авторитейле – это Geely (14,3 тысячи машин, -14%). Если темпы продаж чайна-марок не будут подать, то по итогам текущего года есть шанс, что впервые в истории сразу три китайских бренда могут оказаться в топ-10 лучших в России. В то же время, что касается доли продаж на рынке всех китайских брендов, то за три квартала она достигла 14,1%. Это почти в вдвое выше, чем год назад.
На фоне успехов Lada и ведущих «китайцев» особенно хорошо заметно сжатие нашего рынка в сегменте корейских марок. Так, бренд Kia смог продать в сентябре лишь 3,3 тысячи а/м (-81% к сентябрю 21г.) Лучшая по продажам модель у марки – Rio (621 а/м; -91%) – покинула десятку наиболее популярных. В Санкт-Петербурге в ближайшей перспективе модель едва ли начнут собирать, а выпуск ее в Китае прекращен еще в прошлом году. Место лидера B-класса среди иномарок постепенно становится вакантным.
У Hyundai похожая ситуация (3,9 тысячи а/м; -84%). Самый продаваемый прежде автомобиль марки -– кроссовер Creta (625 а/м; -85%) – также вылетел из десятки лучших моделей. Тем не менее по итогам трех кварталов «корейцы» еще сохраняют за собой значительную долю рынка в 21,3%. Но только за счет масштабных продаж первых трех месяцев. По итогам года доля автомобилей из Страны утренней свежести еще неизбежно снизится, а «китайцы» наверняка подберутся к ним еще ближе.
Из представителей японских брендов больше сотни автомобилей в сентябре смогли реализовать лишь четыре марки из десяти: Mitsubishi 522 а/м (-79%), Mazda (470 а/м; -77%), Nissan (271 а/м; -93%) и Toyota (199 а/м; -98%). И наконец, класс премиальных автомобилей в нынешней российской действительности становится исчезающим видом. По итогам трех кварталов лидером остается BMW (9,2 тысячи а/м; -74%). С небольшим отставанием расположился Mercedes-Benz (9,1 тысячи машин; -73%). Еще сильнее обрушился рынок по Audi (3,3 тысячи; -76%). Почти исчезли продажи Land Rover (1,1 тысячи а/м; -76%) и Porsche (1,3 тысячи; -72%). Все эти цифры надо, впрочем, воспринимать с той оговоркой, что в них не учитываются продажи новых премиальных машин, завезенных по параллельному импорту. Такую схему в августе-сентябре порой пытались использовать официальные дилеры немецких и японских брендов. Впрочем, 10-12 автомобилей в месяц, которые некоторым шоу-румам удается реализовать сверх отчетов в рапортах перед дистрибьюторами, общую ситуацию на рынке никак не меняют.
В свою очередь недостаток машин премиальных марок ведет к тому, что их место стараются занять те китайские бренды, которые таковыми пока едва ли могут считаться. Однако маркетологи этих марок стараются позиционировать их именно на таких «королевских» вершинах. Это прежде всего Exeed (8,8 тысяч а/м; +280%), а также не попадающие в официальную статистику AEB автомобили марок Hongqi, Voyah и Lynk&Ko.
Поедем на «Москвичах», Evolute и Omoda
Октябрь 2022 года может стать для авторитейла столь же сложным, какими были весенние месяцы. Помимо неопределенности в части геополитики, целый ряд клиентов оказались обеспокоены процессом мобилизации и отложили планируемые сделки по покупке машин. В свою очередь банки, оценивая возросшие риски неплатежеспособности граждан в случае их призыва на службу, ужесточили скоринг при выдаче кредитов. Все это в последней декаде сентября и в первых числах октября уже приводит к сокращению сделок в авторитейле.
Кроме того, окончательно прекратил сборку автомобилей «Автотор». Но постепенно, как и после начала «спецоперации», у рынка есть шанс начать адаптироваться к новым сложностям. Оставшиеся три месяца года можно рассчитывать на то, что средний ежемесячный уровень продаж не будет опускаться ниже 45 тысяч автомобилей.
Рынку продолжит помогать правительственная программа стимулирования спроса. В сентябре за счет нее было реализовано более 60% автомобилей Lada. В октябре на нее могут рассчитывать еще и покупатели двух начальных комплектации кроссовера Haval Jolion. Также под Липецком заработал завод по сборке электромобилей Evolute. Он обещает дать рынку порядка двух тысяч таких машин. Ширятся сети шоу-румов «китайцев», должен быть дан старт продаж автомобилей марки Skywell и нового дочернего бренда Chery – Omoda. Запустил поиск партнеров-дилеров столичный завод «Москвич», обещавший выпустить до конца текущего года порядка 200 автомобилей. И наконец, должен быть дан старт заводу «Соллерс», который готовит производство LCV-техники на базе автомобилей JAC.