Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России
Эксперты «Открытие Авто» на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение ноября 2022 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Выяснилось, что за последний месяц осени подешевели сразу 14 моделей машин. Причем если кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Santa Fe и BMW X5, а также баварские седаны третьей и пятой серий стали доступнее всего в пределах десятых долей процента, то Toyota LC Prado, Kia K5, Lada Vesta и Hyundai Tucson – на 3-4%. При этом сильнее других сокращали «аппетиты» продавцы Lada Largus – на 5%. В то же время против тенденции рынка ярче других выступил Renault Duster, который подорожал на 7%.
В отличие от рынка новых автомобилей, который весь текущий год лихорадит так, как, пожалуй, еще никогда в нынешнем столетии, ритейл машин с пробегом продолжает жить по более стабильным и понятным законам коммерции. По крайней мере, всё, что касается изменения спроса и предложения, а также сроков продажи товара, на нем происходит волне прогнозируемо.
Так, на подиуме нашлось место сразу двум автомобилям Lada – это универсал Largus и седан Vesta. Прайсы обеих машин весной текущего года резко «перепрыгнули» психологически высокую отметку в миллион рублей. Однако к ноябрю завышенные ожидания владельцев таких Lada рынок подверг корректировке. Первая модель в среднем стала стоить 1,01 миллиона рублей (-4,9% к октябрю), вторая – 1,07 миллиона рублей (-3,6%).
Между ними в топ-3 по динамике снижения цен расположился Hyundai Tucson (2,84 миллиона; -3,7%). Здесь можно говорить о том, что продавцы этой модели отреагировали на появление таких же машин на вторичном рынке, завезенных частными лицами из Казахстана и Южной Кореи. Они оказались дешевле тех, которые производил «Автотор».
В пределах 3,2-3,3% подешевели за ноябрь все еще популярные в такси Kia К5 и образец выносливости – Toyota LC Prado. В свою очередь, кроссоверы Kia Sportage, Hyundai Santa Fe и BMW X5, а также баварские седаны третьей и пятой серий стали доступней всего в пределах десятых долей процента. У поклонников Nissan Qashqai, Hyundai Solaris и Creta, а также Lada Niva Legend появилась возможность купить их дешевле на 1,2-1,9%.
При этом в нашем топ-20 нашлось даже четыре модели, которые в ноябре стали стоить в среднем дешевле, чем до спецоперации на Украине и начала резкого подорожания. Это Kia K5 (2,52 миллиона, -1,6% к январю), Hyundai Creta (1,65 миллиона, -0,3%), BMW X5 (7,67 миллиона, -8,5%) и BMW 3 (3,6 миллиона, -4,4%).
В то же время есть и автомобили, которые вразрез тенденции рынка подорожали в ноябре. Их шесть. У Mazda CX5 прибавка оказалась почти незаметной и ограничилась десятыми долями процента. А вот Mitsubishi Outlander, Kia Rio и Volkswagen Tiguan выросли в цене на 1,4-1,7%. Более чем на 50 тысяч рублей (или 2,9%) прибавила в средней цене Skoda Octavia. И наконец, ярче других проявил себя Renault Duster, подорожав на 100 с лишним тысяч рублей, до 1,62 миллиона или на 7%.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за ноябрь 2022 года
Марка и модель | Средняя цена в янв. 22 | Средняя цена в окт. 22 | Средняя цена в нояб. 22 | Динамика нояб./янв. 22 | Динамика нояб./окт. 22 | |
1 | Lada Largus | 942 558 | 1 058 365 | 1 006 193 | 6,70% | -4,90% |
2 | Hyundai Tucson | 2 629 844 | 2 945 011 | 2 837 436 | 7,90% | -3,70% |
3 | Lada Vesta | 988 394 | 1 105 614 | 1 065 654 | 7,80% | -3,60% |
4 | KIA K5 | 2 561 575 | 2 606 542 | 2 521 633 | -1,60% | -3,30% |
5 | Toyota Land Cruiser Prado | 5 449 280 | 5 845 910 | 5 659 109 | 3,90% | -3,20% |
6 | Lada Niva Legend | 923 222 | 988 514 | 970 146 | 5,10% | -1,90% |
7 | Hyundai Creta | 1 654 977 | 1 681 336 | 1 649 246 | -0,30% | -1,90% |
8 | Hyundai Solaris | 1 258 894 | 1 316 845 | 1 294 199 | 2,80% | -1,70% |
9 | Nissan Qashqai | 1 861 363 | 1 919 327 | 1 895 781 | 1,80% | -1,20% |
10 | BMW X5 | 8 378 965 | 7 735 349 | 7 667 020 | -8,50% | -0,90% |
11 | Hyundai Santa Fe | 3 494 243 | 3 659 103 | 3 636 831 | 4,10% | -0,60% |
12 | BMW 5 | 4 421 141 | 4 566 793 | 4 543 182 | 2,80% | -0,50% |
13 | BMW 3 | 3 770 432 | 3 607 518 | 3 604 733 | -4,40% | -0,10% |
14 | KIA Sportage | 2 174 298 | 2 572 252 | 2 571 778 | 18,30% | 0% |
15 | Mazda CX-5 | 2 603 210 | 2 754 317 | 2 773 128 | 6,50% | 0,70% |
16 | Mitsubishi Outlander | 2 190 914 | 2 310 638 | 2 343 970 | 7,00% | 1,40% |
17 | KIA Rio | 1 275 184 | 1 352 893 | 1 373 280 | 7,70% | 1,50% |
18 | Volkswagen Tiguan | 2 861 672 | 2 811 279 | 2 858 993 | -0,10% | 1,70% |
19 | Skoda Octavia | 1 901 021 | 1 845 779 | 1 898 942 | -0,10% | 2,90% |
20 | Renault Duster | 1 438 407 | 1 511 452 | 1 616 512 | 12,40% | 7,00% |
Источник данных: компания Haraba
* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Едва ли не главные особенности нашего рынка автомобилей с пробегом остаются прежними: это крайне низкая по сравнению с многими западными рынками представленность официальных дилеров в этой сфере, дефицит качественных машин со своевременным обслуживанием и прозрачной историей. Именно поэтому на рынке особенно востребованы автомобили до трех лет, сегмент которых мы рассматриваем в этом аналитическом обзоре. Такие машины еще не успели сменить большое количество владельцев, «накатать» огромные пробеги, износиться в части основных агрегатов и узлов и могут служить достойной альтернативой дефицитным новым транспортным средствам. При этом их продавцы вынуждены гибко и более оперативно реагировать на все изменения рынка, которые происходят в нашей стране.
В целом в ноябре мы продолжали видеть корректировку цен в сторону уменьшения вслед за снижением трафика на вторичном рынке. Однако в ближайшие одну-две недели в преддверии новогодних покупок тенденция едва ли сохранится. К тому же она точно не коснется кроссоверов японских марок: частота корректировки ценников в сторону снижения в этом сегменте по-прежнему меньше, чем у «корейцев» и некоторых «европейцев». Кроме того, вторичный рынок постепенно начинают заполнять паркетники из Китая. В основном они были куплены новыми один-два года назад за относительно небольшие деньги. Сейчас владельцы пытаются их продать на 30-40% дороже от цены покупки, что пока затруднительно из-за недостаточного опыта эксплуатации и доверия потребителей к китайским маркам на вторичном рынке.
В связи со всем вышесказанным сегмент подержанных автомобилей до трех лет перед Новым годом может быть подвержен особенно заметной волатильности.