Идея ее создания принадлежит члену Союза художников России Оллане Айларовой
Во Владикавказе открылась первая студия иконописи. Идея ее создания принадлежит члену Союза художников России Оллане Айларовой. В течение 11 лет она собирала необходимые материалы, училась в Троице-Сергиевой Лавре, после чего обратилась с инициативой открытия школы к архиепископу Владикавказскому и Аланскому Герасиму. Он одобрил благое начинание. Сейчас в студии занимаются шесть учениц.
Таинство написания святого образа – дело безмолвное, говорит Агунда Габуева. Здесь важно работать с чистой душой и особым настроем. Язык иконографии она начала изучать всего полгода назад, но уже делает большие успехи, считают ее опытные наставники. Изображение ликов святых требует особой ответственности и настоящей искренности.
Агунда Габуева: «Мы делаем упражнения, которые помогают поставить руку. Разобраться в тональных отношениях. То есть понять принципы иконы. Потому что в иконе абсолютно другие правила, нежели в живописи, в академическом рисунке. Надо изучить нам для начала все законы. Изучаем и иконографию. Я вот приступила к золочению своей первой иконы».
Первую в Северной Осетии школу иконописи открыла выпускница иконописной школы при Московской духовной академии Оллана Айларова. Для того, чтобы воплотить мечту в реальность ей понадобилось 11 лет совершенствования своего искусства и благословение архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима.
Оллана Айларова, иконописец, член Союза художников РФ: «В Осетии не было иконописной студии, поэтому я решила пока закончить, получить профессиональные навыки. В Московской иконописной школе обучают именно на копировании древних образцов. В те годы, когда я сама была студенткой, думала о будущем, что я вернусь сюда и буду обучать».
Оллана рассказывает, в иконописи, как и в любом искусстве, есть свои правила и каноны. Перед началом девушки обязательно молятся святым иконописцам, читают тропарь нерукотворному образу Спасителя. Тонкое письмо, воздушность, прозрачность палитры. В мастерской художника совсем нет едких, искусственных красок.
Иконописцы используют краски необычные. Это перемолотые камни, такие как малахит, лазурит, киноварь. Частицы перетирают с ячным желтком, чтобы получить густую пастообразную консистенцию.
Главное, чему учит опытный мастер, это создавать такие иконы, глядя на которые хотелось бы молиться. Работы Олланы находятся в храмах России и Европы. Одна из них – Свято-Крестовская икона Божией Матери в кафедральном соборе Святого Георгия во Владикавказе. Чеканный оклад из серебра для неё изготовил ювелир Игорь Алёхин. К 1100-летию Крещения Алании Оллана написала икону исторического сюжета Крещения. Большая икона «Христос благословляет детей» была изготовлена для Аланского подворья в Москве.
Оллана Айларова, иконописец, член Союза художников РФ: «Техника, в которой мы обучаемся иконописи, это та же самая техника, которой писали древние мастера: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Все эти имена на слуху. И не только они, Византийская икона в той же технике написана. То есть чем хороша яичная темпера? Тем, что натирается натуральный минеральный пигмент на связующем, в качестве которого используется яйцо. Как показало время, эти краски не подвергаются воздействию солнечных лучей, они не выгорают».
В маленькой, но светлой и уютной мастерской занимаются шесть девушек. У них художественное образование. Два с половиной года будут изучать правила иконографии. После полученные знания помогут им поступить в школу при Московской духовной академии.