Письма от 16-летнего юноши перестали приходить родным в сентябре 41-го
Война, наконец, закончилась для семьи Алихана Токаева. Правда, только спустя 82 года. Все это время 16-летний юноша значился без вести пропавшим. В июне 41-го началась война, а уже в сентябре от него перестали приходить вести. Три письма – это всё, что осталось у родных. О том, где захоронен их Аби, так называли его в семье, узнали недавно и совсем случайно. Об удивительном стечении обстоятельств и вере несмотря ни на что – наш материал.
В руках у Людмилы Токаевой 16 белых гвоздик. Столько же лет было ее дяде Алихану Токаеву, когда он ушел на фронт. Вместе с троюродным братом без ведома родных он отправился в военкомат, затем в военное училище в Грозном. Получил звание лейтенанта. Это последнее, о чем он успел сообщить родным. В сентябре Алихан Токаев перестал писать письма.
Людмила Токаева, племянница Алихана Токаева: «Для семьи это была ну очень большая трагедия. Он прислал два-три письма, но, к сожалению, получилось так, что когда их разыскивали, то письма прилагали к запросам. Эти письма переписывать нельзя было. И они, к сожалению, ушли. Искали то одно письмо, то второе, то третье. А больше писем он не писал».
Весть о месте его захоронении пришла внезапно. Лилия Сохиева – племянница Алихана Токаева – работает экскурсоводом. В ее группе оказался Вячеслав Лялин. Он оказывает помощь в поиске солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной. Упустить возможность узнать о своем дяди она не могла.
Лилия Сохиева, племянница Алихана Токаева: «Он вынес мне листок с предварительными данными. Дальше дело передал в Питер, там у него в отделе Нарваткина Алевтина Анатольевна, которая кропотливо, скрупулёзно проследила, собирала материал. Копалась в архивах Минобороны СССР. И в течение года, они нашли нам то место, которое искали мои родители всю жизнь».
Стрелковый полк Токаева вел бои в районе Смоленска в операции «Вяземский котел». Войска вермахта прорвали оборону Красной армии и уничтожили часть войск Западного и Резервного фронтов. В плен попали около 688 тысяч советских бойцов и командиров. По оценке историков общие потери составили до 900 тысяч человек. Среди них – Алихан Токаев.
Лилия Сохиева вместе с семьей приехала в селение Глинка. На мемориальном кладбище прошел митинг «Мы помним ваши имена». Привезли горсть родной осетинской земли, возложили цветы к мемориальной плите с именем героя.
Елена Токаева, внучатая племянница Алихана Токаева: «Я очень рада, что нашли дедушку, потому что очень долго искали и для семьи это было очень важно. Эмоции были не то что незабываемые, было очень радостно, что наконец он нашелся».
Аби. Так звали Алихана Токаева родные. Отец и мать глубоко переживали его утрату. Ждали вестей и после войны. Племянники вспоминают, в семье постоянно рассказывали о дяде. Он хорошо учился, был прекрасным организатором и настоящим лидером.
Людмила Токаева, племянница Алихана Токаева: «Правда, он герой. Он ничего не совершил, не успел, я не знаю, каким бы он был бойцом. И каким бы он был офицером. Но то, что он уже успел сделать, это, конечно, важно. Это для меня внутренний герой, на примере которого я воспитывала своих детей и внуков».
Теперь большая семья Алихана Токаева знает о месте его захоронения. 82 года спустя для семьи героя закончилась война.
Судьба тысяч бойцов до сих пор остается неизвестной. В стране работают поисковые отряды. На мемориальной плите в селе Глинка еще десятки осетинских фамилий. Возможно, вскоре они тоже будут вычеркнуты из списка пропавших без вести.