Он основал и почти 35 лет возглавлял Северо-Осетинский Государственный музыкальный театр
Творец и созидатель… Сегодня 95 лет исполнилось бы одному из ведущих оперных режисcеров, народному артисту России, заслуженному деятелю искусств Украины и Северной Осетии, первому осетинскому оперному режиссеру, основателю и руководителю Северо-Осетинского музыкального театра Юрию Лекову. В разные годы он был режиссером Киевского, Харьковского и Одесского театров оперы и балета. Юрий Николаевич всецело посвятил себя театру, сцене, искусству. Именно Юрий Леков открыл историю осетинской оперы и внес неоценимый вклад в эту сферу искусства. О многогранном таланте Юрия Николаевича – наш материал.
Его имя вписано в историю отечественной музыкальной культуры. Юрий Леков – первый осетинский оперный режиссер, народный артист России. Он основал и почти 35 лет возглавлял Северо-Осетинский Государственный музыкальный театр.
Лариса Гергиева, художественный руководитель Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета, народная артистка России и Украины: «Юрию Николаевичу удалось создать два очень интересных спектакля. «Оллана» Габараева и «Азау». Первой была «Азау». Постановка Габараева имела очень большой хороший резонанс, писали в центральной прессе много хорошего. И казалось бы, наша осетинская опера набирает обороты и стоит на пороге каких-то очень ярких событий. Но опера «Коста», которую Юрий Николаевич тоже поставил, а композитором был Христофор Плиев, она имела большой успех и в Москве тоже. В общем-то, отношение к опере как таковой не было на высоте в то время».
Всю жизнь он преданно служил искусству. Сцена стала его местом силы. Он прорубил окно в мир оперы и подарил жителям Осетии возможность наслаждаться классическими произведениями. «Демон», «Кармен», «Пиковая дама», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Огни в горах» – это лишь малая часть тех спектаклей русских и осетинских композиторов, которые Юрий Леков подарил ценителям высокого искусства. Как вспоминает Лариса Гергиева, Юрий Николаевич обладал безупречным стилем и профессиональным вкусом.
Лариса Гергиева, художественный руководитель Северо-Осетинского государственного театра оперына и балета, народная артистка России и Украины: «Не могу не вспомнить его замечательную работу «Мадам Баттерфляй». Она у нас называлась «Чио-Чио-Сан». Это была настолько удивительная работа. Он работал, будучи в очень хорошем расположении духа, он был полон сил. Я хорошо помню многочисленные репетиции, где он с персонажами, женские героини этой оперы должны иметь особенную японскую походку и он показывал замечательно. Потом кому-то перевязывал ножки какой-то бечевкой, и они так репетировали. Учились носить кимоно, и он очень много рассказывал про историю костюма».
К репетициям он подходил с особым трепетом. Отрабатывали каждое движение рук, повороты головы. Важны детали. Поэтому его спектакли были зрелищны, приковывали внимание и не отпускали до последнего аккорда.
Помнит работу с выдающимся деятелем культуры и народная артистка России Эмилия Цаллагова. Оперная дива рассказывает, что Юрий Леков продумывал все мизансцены и многогранно раскрывал каждого героя.
Эмилия Цаллагова, народная артистка России: «Все, что он делал – это не спектакли-однодневки были. Это спектакли, которые я, например, помню до сих пор, и все мизансцены вам покажу, то, что мы ставили. А ставили шедевры русских композиторов и зарубежных. Ставили и оперетты осетинские, и оперу осетинскую. Все у нас было, и все у нас было сделано качественно. Очень качественно. То есть, когда выходишь на сцену, ты уже не переживал, что не так повернусь или не так что-то спою».
Юрий Леков ставил спектакли в оперных театрах Киева, Львова, Одессы, Перми, Воронежа. Его режиссерский талант обгонял время, в котором он жил. А вклад в развитие музыкального и театрального искусства неоценим.