Неудобства испытывают не только пассажиры и водители, но и жители населенных пунктов республики
В понедельник глава республики Сергей Меняйло сообщил о своем распоряжении ограничить въезд на территорию республики большегрузного транспорта после заполнения специализированных стоянок. Эта мера связана с большим скоплением транзитного транспорта, ожидающего проезда через пункт пропуска «Верхний Ларс». Затор из автомобилей возник по разным причинам. Это и сезонное увеличение турпотока, и ремонтные работы на грузинской стороне границы. Пропустить так много машин быстро не получится. Неудобства испытывают не только пассажиры и водители, но и жители населенных пунктов республики. Сейчас в электронной очереди к пункту пропуска «Верхний Ларс» больше четырех тысяч машин.
Кругом пыль и запах выхлопных газов, а вместо сельской тишины периодический гул большегрузных машин. Такая ситуация в Новом Батако уже не первый день. Жители села боятся, что проблема останется, и придется делить дорогу с транзитным транспортом и терпеть неудобства.
По словам местных жителей, сегодня им, можно сказать, повезло. Машин на обочинах нет. Обычно ситуация бывает гораздо хуже. По дороге невозможно ни пройти, ни проехать.
Это сейчас по тротуарам и обочинам дорог можно идти беспрепятственно. А несколькими днями ранее, как говорят местные, сложно было даже попасть в магазин.
Тамара Кесаонова, жительница села Новый Батако: «У нас здесь по близости магазина нет, один магазин есть за углом, мы туда ходим отовариваться. Мы туда не могли пробраться, подвергали свои жизни опасности, не можем пойти и приобрести себе продукты. Поэтому у нас просьба такая, чтобы им определили место, где они будут стоять. Не на нашем поле, где раньше дети в футбол играли».
Проблему связывают с несколькими причинами. Одна из них, по мнению сельчан, в лаборатории оценки качества зерна, которая находится совсем рядом с жилыми домами. Раньше отбор продукции, перевозимой большегрузами, проводили на трассах, теперь машины приезжают сюда, в специально отведенное место.
Олег Ходов, глава администрации села Новый Батако: «Хотим мы, чтобы перенесли этот пункт отбора, тогда большегрузы будут нас объезжать. Разговор состоялся и с главой района. Нам пообещали на территории Беслана выделить землю, чтобы сделать там стоянку, чтобы машины здесь не собирались, поочередно выезжали сюда, выгружали зерно».
Но большое скопление большегрузных машин на улицах, как говорят представители Центра оценки качества зерна, вовсе не из-за лаборатории. Здесь транспорту долго стоять не приходится, процедура занимает совсем немного времени.
Олег Бароев, заместитель директора филиала Центра оценки качества зерна: «Машина задерживается буквально на минуту, не более того, тут же зерно передается в лабораторию, и вся эта работа проводится максимально быстро. На сегодняшний день есть такая проблема, что машины, которые едут из других регионов, это, допустим Ставропольский край, Кабардино-Балкария, могут на местах делать сертификаты качества, но, к сожалению, пока люди, которые занимаются этим видом деятельности, нас пока не слышат, и приходится нам здесь это делать».
Другого выхода, кроме стоянки на обочинах, у большегрузов пока что попросту нет. В связи с ремонтными работами на грузинской стороне, к пункту пропуска «Верхний Ларс» доехать сейчас непросто. По пути к нему большая очередь. Машинам приходится подолгу стоять на месте.
Александр Маргиев, заместитель начальника отдела УГИБДД МВД по РСО-А: «Есть определенный перечень мест, где им разрешено стоять. Да, кто-то стоит на заправках, обочинах, но если это безопасное место стоянки, сотрудники Госавтоинспекции пока не препятствуют, потому что другого выхода у нас нет. Всех надо понять. Эти водители тоже не от хорошей жизни стоят уже неделями».
Сейчас в электронной очереди к пункту пропуска «Верхний Ларс» больше четырех тысяч машин. Ситуацию контролирует и Центр организации дорожного движения республики.
Алан Малкаров, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения РСО-А: «Наша цель – постановка в электронную очередь транспорта, который въезжает в нашу республику со стороны РФ для проезда через МАПП «Верхний Ларс». На фоне того, что на грузинской стороне какие-то работы проводятся, идет задержка, сейчас убывающих машин меньше, чем пребывающих в республику. Соответственно, формируется электронная очередь, она увеличивается, происходит определенный коллапс транспортный на дорогах республики».
Из-за скопления транзитного транспорта в республике, мест на специализированных стоянках не хватает. Практически все они на данный момент переполнены.
Алан Малкаров, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения РСО-А: «В основном это частные стоянки. Мы мониторим свободные места на этих стоянках и когда появляются свободные места, мы направляем туда определенные транспортные средства для того, чтобы они заполняли эти стоянки, после которых они выезжают к направлению МАПП «Верхний Ларс» и уезжают из страны. Те стоянки, которые мы реально можем задействовать, которые находятся в ущелье, это СВХ и СМП ТУР. Мы их каждые два часа мониторим. На данную минуту на СМП ТУРе порядка 80 свободных мест, но туда физически грузовому транспорту добраться невозможно, потому что там все забито легковым транспортом».
Единственный выход из ситуации, как для водителей, которые двигаются в сторону «Верхнего Ларса», так и для местных жителей – запастись терпением и ждать.