На заседании «Клуба губернаторов» в рамках ПМЭФ-2025 обсудили социальную архитектуру как практику взаимодействия власти, бизнеса и граждан для решения общественно важных задач регионов
На заседании «Клуба губернаторов» в рамках ПМЭФ-2025 обсудили социальную архитектуру как практику взаимодействия власти, бизнеса и граждан для решения общественно важных задач регионов.
Начальник управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев отметил, что социальное самочувствие граждан, их повседневный опыт, отношение к власти всё чаще определяются не партийной повесткой, а качеством среды, доступом к возможностям и социальной инфраструктуре. Именно поэтому социальная архитектура становится инструментом развития территорий.
По мнению председателя Общественной палаты Северной Осетии Нины Чиплаковой, это знаковое событие, поскольку «социальная архитектура» — это новая парадигма, не относящаяся к какому-то виду политических технологий. Она предполагает совместное создание комфортных пространств, сервисов и институтов – от городской застройки до создания цифровых платформ. Это новый управленческий ответ на запрос времени.
«Социальная архитектура» означает целенаправленное совершенствование структуры гражданского общества путем проектирования общественно значимых изменений во взаимодействии государства, общества и бизнеса. Это новая управленческая логика, основанная на совместной работе над изменением среды и качества жизни людей. В центре этой логики – человек, его участие в социальных процессах, его потребности и запросы.
Концепция объединяет аспекты градостроительства, социальных наук и экономики для создания устойчивых и комфортных городских пространств, подразумевает проектирование городской среды с учетом потребностей жителей, их социальных взаимодействий и культурных особенностей. Таким образом, ее осуществление переводит социальную политику из плоскости патернализма в плоскость совместного управления, создавая основу для устойчивых преобразований.
«Какими я вижу этапы реализации таких инициатив? Прежде всего, формирование междисциплинарных рабочих групп, объединяющих представителей региональной власти , экспертов научно-образовательной сферы, практиков из бизнес-сообщества, лидеров общественного мнения и НКО.
Для достижения реальных социальных эффектов необходимо развивать конкретные формы кооперации. Это могут быть партнерские проектные офисы — постоянные рабочие структуры при региональных правительствах с участием всех заинтересованных сторон; социальные акселераторы — платформы для быстрого запуска и тестирования локальных инициатив и система общественного мониторинга — инструменты обратной связи и оценки эффективности реализуемых программ.
Интеграция социальной архитектуры в экономическую повестку потребует разработки системы показателей, учитывающих социальный эффект от экономических проектов, создания механизмов софинансирования социально значимых инициатив и включения социальных параметров в оценку эффективности работы региональных команд.
Для укрепления доверия между участниками процесса необходимо обеспечить прозрачность принятия решений, создать систему быстрого реагирования на запросы граждан и развивать практику общественных обсуждений значимых инициатив. Необходимо создать условия для постоянного диалога между этими секторами, что позволит выявлять ключевые проблемы и формулировать совместные цели. .
Кроме того, необходимы различные формы кооперации: создание партнерских отношений между государством, бизнесом, образовательными учреждениями и НКО; создание фондов, финансирующих социальные инициативы и стартапы, направленные на улучшение качества жизни населения; реализация совместных проектов, направленных на решение конкретных проблем региона, с участием всех заинтересованных сторон; разработка цифровых платформ для обмена идеями, ресурсами и результатами проектов между различными субъектами.
Эти меры позволят создать условия для эффективного внедрения принципов социальной архитектуры и достижения ощутимых положительных изменений в регионах», – отметила Чиплакова.




