Помимо строительства дорожного полотна, специалисты возвели сотни метров подпорных стен
Завершается реконструкция 5,5-километрового высокогорного участка магистрали «Транскам» — Верхний Згид — Мацута». Помимо строительства дорожного полотна, специалисты возвели сотни метров подпорных стен. На лавино- и селеопасных отрезках на горные склоны уложили специальную армированную сетку, что позволит защитить дорогу от камнепадов. На участках, проходящих через Садон, Галон и Курайта, установили почти два километра линий освещения.
На высоте более тысячи четырехсот метров над уровнем моря строительная техника работает слаженно, словно горный воздух подгоняет механических «тружеников». Под строгим руководством бригады и без того горячий асфальт закаляется под лучами осеннего солнца. Верхний слой покрытия практически готов, последние метры проезжей части выравнивает каток. Однако этой гладкости в работе пришлось добиваться в течение трех лет. Участок оказался сложным из-за своего ландшафта и погодных условий.
Аслан Джаваев, инженер подрядной организации: «Здесь скалистый грунт, здесь шестая группа грунтов. Здесь экскаваторам было сложно работать. К примеру, шла разработка грунта, нарывались на породу, экскаватор не справлялся, приходилось пользоваться гидромолотами. Здесь утром дождь, в обед солнце, вечером ветер – такие сложности. Но все успешно реализовалось».
Пять с половиной километров дороги от Транскама до селения Курайта – это три населенных пункта, извилистая дорога сквозь ущелье и горные склоны с селевыми и лавиноопасными участками. Задача перед подрядной организацией стояла непростая. В первую очередь необходимо было защитить объект, например, от камнепадов. Для этого откосы закрыли армированной сеткой двойного кручения, так называемой кольчугой, площадью 38 тысяч квадратных метров. Вопросам безопасности уделили особое внимание еще на этапе проектирования.
Берегоукрепительные конструкции установлены вдоль русла на опасных участках. Специалисты возвели сотни метров верховых и низовых подпорных стенок. Часть инженерных сооружений через речку была построена заново, часть реконструирована. Этот мост — один из семи подобных объектов на участке. Он проходит через печально известную речку Садонку, которая в 2002 году практически полностью затопила два шахтёрских посёлка. Однако конструкция этого путепровода значительно прочнее своего предшественника.
Основания фундаментов мостовых переходов защищены от силы потока – своего рода регуляция выхода поверхностных вод. Установили на объекте ливневую канализацию и очистные сооружения — 4 резервуара. При этом около трёх километров кюветов, предназначенных для сточных вод со склонов, укрепили монолитным бетоном.
Аслан Джаваев, инженер подрядной организации: «Установили порядка 10 водопропускных труб, порядка семисот погонных метров подпорных стен, которые были реализованы нами в прошлом году. В этом году основной этап – это земляные работы, обустройство дорожной одежды и обустройство дороги».
Контроль за работами на каждом этапе ведёт не только подрядчик, но и другие организации. На объекте параллельно на нескольких участках трудятся около 50 человек, поэтому темпы высокие, опережают график. Одни устанавливают дорожное ограждение, другие занимаются разметкой. А кто-то с помощью тахеометра переносит проектное положение оси дороги с чертежей на местность.
Аслан Джаваев, инженер подрядной организации: «Предусмотрена укладка тактильной плитки для людей с ограниченными возможностями. На тротуарах предусмотрены пандусы. Для удобства жителей предусмотрено 6 автопавильонов, чтобы в дождливую погоду можно было дождаться общественный транспорт. В сёлах Садоне, Галоне и Курайта установлено наружное освещение. Это тоже для удобства не только жителей, но и туристов».
Как отмечают специалисты, объект готов на 90 процентов. Реконструкция пяти с половиной километров дороги проходит в рамках реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Как было отмечено в телеграм-канале комитета дорожного хозяйства республики, после завершения этих работ планируют продолжить обновление следующих участков. Сейчас идёт подготовка проектно-сметной документации. Дорога из Алагирского в Дигорское ущелье, или наоборот, имеет важное стратегическое, экономическое и туристическое значение. По сути, она напрямую связывает две части Осетии: центральную и восточную. Строительные работы должны завершить в конце года, но жители и гости республики уже активно пользуются автомагистралью.




