Вместо канцелярских принадлежностей – монитор и мышка. Для детей с ограниченными физическими возможностями уроки начинаются не со школьного звонка, а с выхода в интернет. В режиме онлайн педагоги центра дистанционного образования проверяют домашнее задание и проводят уроки.
Урок для Орнеллы Кантемировой начинается не со школьного звонка, а со звонка по скайпу. Приветствие, вопрос о самочувствии – в такой непринужденной обстановке проходит онлайн урок английского языка. И Орнелла, и преподаватель находятся каждый у себя дома. Уже четвертый год девочка занимается с учителями центра дистанционного обучения детей-инвалидов. У нее детский церебральный паралич. Сейчас Орнелла в 9-м классе. Она очень довольна такой формой обучения.
Орнелла Кантемирова: «Учитель созванивается со мной по скайпу. Мы заходим на сайт, где вся программа, все учебники. Там я выполняю домашнее задание, отправляю учительнице. Он его оценивает и ставит мне оценку».
На урок информатики преподаватель выходит на связь уже из центра дистанционного обучения в Беслане. Зарина Дзусова здесь работает третий год. Сейчас у нее более двадцати учеников. С каждым занимается по индивидуальной программе.
Зарина Дзусова, учительница информатики центра дистанционного обучения детей-инвалидов: «К ним нужен определенный подход. Допустим, кому трудно говорить, я стараюсь поставить урок так, чтобы получать от них ответ да или нет. Я вижу, что ребенку трудно выражать свои мысли или я его прошу в текстовом документе выразить свои мысли. Есть и такие, кому трудно печатать. Они говорят, а напечатать не могут. Мы тогда строим с ними устный урок».
Центр дистанционного обучения детей-инвалидов работает на базе школы на улице Коминтерна в Беслане. Он был открыт в 2009 году в рамках федеральной целевой программы. Сегодня здесь обучается 176 ребят. Из них 19 занимаются только дистанционно, остальные могут посещать школу. Также учащиеся приходят на уроки в сам центр. Работа строится с учетом особенностей всех детей.
Расписание уроков центра занимает практически всю стену. В отличие от обычного школьного, оно составляется индивидуально для каждого ученика. В зависимости от того, в какое время удобно заниматься ребенку. Каждому ребенку и учителю выдают компьютерные комплекты: монитор, системный блок, веб-камера, сканер, принтер. Все необходимое для дистанционного обучения. Технику дети получают на время учебы, затем возвращают ее в центр. Учителя отмечают, что для некоторых ребят на этом возможности обучаться заканчиваются. Приобрести самостоятельно такой комплект сложно. Его средняя стоимость – около 200 тысяч рублей.
Наталья Елизарова, руководитель центра дистанционного образования детей-инвалидов: «Прежде чем начать эту работу, мы обучили и детей, и родителей пользованию компьютером. У нас есть определенные учебные программы, которые в какой-то мере поначалу недоступны для детей, поэтому мы подключаем родителей. Они наши помощники. Обучение проводим мы и СОРИПКРО, с которым мы сотрудничаем».
Двери центра открыты для всех желающих. Здесь могут проходить обучение одновременно 220 ребят. Подробную информацию о работе центра можно получить на официальном сайте – cdo-beslan.ru.
Дзерасса Кайтмазова