30 ноября 2018, 22:35
Во Владикавказе прошла общественная дискуссия по программе «Международная кооперация и логистика» Стратегии социально-экономического развития РСО-А
Наиболее активно обсуждали вопросы транзитного и логистического потенциала республики.
Логистический потенциал Северной Осетии только предстоит раскрыть. Через республику проходят прямые дороги в Закавказье, Иран и Турцию. Это дает возможность наладить внешние торговые связи и привлечь зарубежных инвесторов. Эти и другие пункты прописаны в приоритетной программе «Стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года». Как теория сработает на практике? Разговор об этом шел на общественной дискуссии. Представители бизнес-сообщества в диалоге с властью внесли свои предложения.
Само географическое, приграничное расположение республики как выгодный банковский вклад. По статистике, количество грузов перемещаемых через пункт пропуска «Верхний Ларс» растет ежегодно до 20 и даже 30%.
Георгий Акоев, руководитель проекта «Международная кооперация и логистика» Стратегии развития РСО-А до 2030 года: «Более 165 тысяч торговых партий. Это очень интересное количество. И они проезжают через территорию республики. С них мы не получаем никакой экономической выгоды».
Механизмы использования транзитного, логистического потенциала республики есть в Стратегии ее развития, в приоритетной программе «Международная кооперация и логистика». Общественная дискуссия по этой теме прошла в Научной библиотеке. Одна из целей программы – преодоление инфраструктурных ограничений. Это касается и необходимости увеличения пропускной способности пункта «Верхний Ларс». Из-за простоев груза в очередях бизнес несет дополнительные расходы и за километр пути до границы приходится платить больше чем за границей, отметил представитель одного из владикавказских предприятий.
Виталий Костенко, предприниматель: «Пункт направления Владикавказ – Тбилиси – 200 километров отрезок пути. Он обходится 40 долларов за тонну. Тбилиси – Стамбул – 1700 километров – 50 долларов за тонну. Знаете почему? Потому, что есть «бутылочное горлышко», как мы называем «Верхний Ларс»».
Решение вопроса очередей из грузового и легкового транспорта, в сезоны летнего и зимнего отдыха, не за горами.
Георгий Акоев, руководитель проекта «Международная кооперация и логистика»: ««Верхний Ларс» включен в перечень пунктов пропуска, которые до 2021 года должны быть реконструированы, должна быть увеличена их пропускная способность».
Профильная программа, по замыслу авторов, поможет предприятиям республики, которые ориентированы на экспорт. Сейчас это, в основном, производители зерна кукурузы. Оно востребовано в Закавказье, Иране и Турции. А в перспективе это могут быть производства разного профиля.
Алета Цориева, первый заместитель министра экономического развития РСО-А: «Нашим предприятиям нужны инновационные технологии, которые мы можем заимствовать из тех стан, которые их используют. Мы должны поддерживать нашего товаропроизводителя».
Цель программ – ликвидация организационных и правовых ограничений для экспортеров. Например, это касается таможенного оформления, попросту выгодности иметь внешнеторговые отношения. Механизмы заработают, когда в республике будет создана подходящая таможенно-логистическая инфраструктура.
Георгий Акоев, руководитель проекта «Международная кооперация и логистика»: «Это как плацдарм для товаров из Турции, Грузии и Ирана на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и наоборот».
Создание торгово-производственных зон, системы придорожного сервиса, и множества инвестиционных площадок. А еще электронная система предварительного формирования очередности проезда грузовым транспортом пункта пропуска. Этот проект выгоден республике и транзитным пассажирам и владельцам грузов. Поэтому в вопросах его реализации представители бизнеса и власти еще будут вести дискуссии.
Аслан Богазов




