Один из основателей советской школы каскадеров кино, Ирбек Кантемиров участвовал в создании более 50 кинофильмов
Всегда на коне. 95 лет назад, 2 июня 1928 года, родился представитель знаменитой династии наездников Ирбек Кантемиров. В 7 лет он впервые вышел на арену цирка. Ирбеку Алибековичу рукоплескали во всем мире. Один из основателей советской школы каскадеров кино, Ирбек Кантемиров участвовал в создании более 50 кинофильмов, в числе которых «Смелые люди», «Неуловимые мстители», «Застава в горах»… Он виртуозно исполнял, казалось бы, невыполнимые трюки. Был удостоен множества почетных наград. О жизни и творческом пути Ирбека Кантемирова – материал «ГТРК Алания».
Яркие ритмы Кавказа, звонкий цокот копыт лошадей, невообразимые трюки… И в самом центре происходящего он. Человек, без которого представление такого масштаба эти зрители и многие другие бы не увидели. Ирбек Кантемиров по праву считался одним из самых выдающихся представителей фамильной династии. Именно ему отец передал свою знаменитую труппу «Али-Бек». И в своем решении не ошибся. Сын сохранил все то, что создавалось годами. На этом нелегком пути ему всегда помогал характер. Как говорят его родственники, характер твёрдый, как скала.
Ирина Кантемирова, двоюродная сестра Ирбека Кантемирова: «В 1947 году были всероссийские соревнования по конному спорту. И он сидел зрителем. Ему так понравилось, что он решил во что бы то ни стало потом участвовать в них. Но в 48-м году разрешали на соревнованиях быть на своем коне, а потом уже запретили. И давали лошадь перед соревнованиями. Но Ирбеку достаточно было одного часа, чтобы узнать и повадки лошади, и ее способности. И он стал чемпионом Советского Союза 48-го, 49-го, до 52-го года».
Всегда серьезный в работе и осведомленный во всех жизненных вопросах. Таким сегодня Ирбека Кантемирова вспоминают те, кому посчастливилось знать его лично. Он поражал весь мир уникальными трюками на лошадях, которые ставил сам. И каждый из них – идеально продуман и отточен. Ирбек Алибекович понимал: выступать в цирке – дело сложное и опасное. В котором отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизнь своего напарника. Доверчивого и верного. Для Кантемирова лошадь была не просто партнером. Настоящим другом.
Венгрия, Франция, Англия, Италия, Турция… Все страны, в которых выступала труппа под руководством Ирбека Кантемирова сейчас и не перечесть. И каждая из них от представлений была в восторге. А потом еще долго провожала артистов бурными овациями. За рубежом говорили, так как владеют искусством верховой езды представители династии Кантемировых, не владеет никто. Братьев называли настоящими кентаврами. Такое единение у них было с лошадьми.
Ирина Кантемирова, двоюродная сестра Ирбека Кантемирова: «Когда они работали в Мексике, мексиканцы были очарованы их работой и приняли их в ассоциацию «Чарос», подарили им вот мексиканские сомбреро и золотые шпоры, как хорошим наездникам. Ирбеку и Мухтарбеку подарили».
Став блестящим артистом цирка и чемпионом по конному спорту, Ирбек Алибекович щедро делился своими навыками и знаниями. И главное, прививал любовь к делу, которое обожал сам. Под его крылом находились те, кто сейчас гордо продолжает традиции, заложенные его отцом – Алибеком Кантемировым.
Валерий Бероев, заслуженный работник культуры РСО-А: «По сегодняшний день я благодарен этому человеку. Если бы не он, я бы, как говорят, без цирка и не жил. По сегодняшний день я живу в этой же сфере, в этой же сфере кручусь. Меня многие знают в этой системе. Начиная от Никулина, заканчивая Запашным. И все благодаря Ирбеку Кантемирову. Если бы не было Ирбека Кантемирова, я бы и не работал в цирке».
Ирбек Кантемиров внес огромный вклад в развитие циркового искусства всей страны. Свои способности он проявил и в работе каскадером. Участвовал в создании более 50 кинолент, среди которых «Неуловимые мстители», «Смелые люди», «Мальчик с окраины»… Талантом этого человека нельзя было не восхищаться.
Эдуард Галазов, министр культуры РСО-А: «Еще в 90-е годы я работал в конном театре «Нарты», как раз-таки в составе конной труппы. К нам приезжали очень многие, чтобы посмотреть, что же это такое, конный театр. И все в один голос говорили об Ирбеке, я это прекрасно помню, что Ирбек Кантемиров – это джигит номер один. Как в известной шутке Хазанова, лучший юмор – это еврейский, потом долго никого нет, потом, может быть, английский. Так вот Ирбек Кантемиров – джигит номер один, и это абсолютно авторитетная личность среди всех тех, кто занимался этим видом искусства».
Всегда подтянутый и статный. Ирбек Кантемиров гордо нес звание кавказского наездника. Настоящего джигита. Он оставил яркий след в культуре своей маленькой и большой Родины и навсегда остался в памяти своего народа.