филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

20:24 суббота, 27 апреля 2024
12 декабря 2023, 16:16
Хореографический спектакль «Нарты. Новое время древнего искусства» представили во Владикавказе

На сцене Республиканского дома народного творчества ожила картина Махарбека Туганова «Пир нартов»

На сцене Республиканского дома народного творчества ожила картина Махарбека Туганова «Пир нартов». Хореографический спектакль «Нарты. Новое время древнего искусства» готовила большая группа хореографов. 10 месяцев трудились над костюмами, оттачивая каждую деталь. А на протяжении полутора месяцев изо дня в день артисты разучивали новые для себя движения. Что получилось в результате длительной работы сплоченного коллектива единомышленников, расскажет наш корреспондент.

Известная картина Махарбека Туганова «Пир нартов» ожила на сцене Республиканского дома народного творчества. Здесь собраны все герои Нартовского эпоса.  В центре событий – неподражаемая Шатана с чашей национального напитка. Она эталон женской мудрости и красоты, которой, по преданиям, не было равных. Мадина Цориева роль Шатаны играет не первый раз. В 2018 на международном фестивале осетинского пива уже вживалась в этот образ. Мадина признается, что отнеслась к предложению участвовать в хореографическом спектакле с большим интересом и волнением.

Мадина Цориева, исполнительница роли Шатаны: «Спектакль «Нарты» погружает нас в историческое время. Одно то, что мы надеваем такие статные и грациозные костюмы, уже когда надеваю это платье наряд подсказывает, как в нем себя вести. Когда я увидела этот  костюм, сразу поняла, что на мне большая ответственность донести до зрителя персонаж Шатаны. Очень ответственный момент, я очень переживаю каждый раз перед тем, как выйти на сцену, и я надеюсь, что у меня получится донести эту роль мудрой женщины».

Над созданием сценических образов больше 10 месяцев работала Изольда Гогичаева. Перед тем как приступить к созданию эскизов, мастер по пошиву национальных костюмов тщательно изучила тонкости Нартовского эпоса. Шелк, бархат и габардин. Ткани и фурнитура те, которые максимально воссоздадут образы легендарных героев. В эскизах и полет фантазии самой Изольды Гогичаевой. Костюмы получились именно такими, какими она представляла их при прочтении сказаний о нартах.

Рассмотреть костюмы поближе зрители смогли в холле Республиканского дома народного творчества. Здесь развернули специальную фотозону, где можно ближе изучить каждую деталь. Без фото на память уйти невозможно.

Подготовка творческих номеров заняла полтора месяца. Изо дня в день артисты оттачивали сценические движения. Над постановкой работала группа из 70 хореографов. Каждый эпизод спектакля сопровождался отрывками из Нартовского эпоса на родном языке.

Радион Гуларов, художественный руководитель ансамбля народного танца «Асмон»: «Все в этом спектакле абсолютно новое, ни откуда не снятое. Хореография придумывалась новая на этих ребят. Полтора месяца мы готовились. У нас есть своя программа, стандартные танцы народов Кавказа. А это немножко новое, и самим артистам это очень интересно, поэтому все с каким-то вдохновением подошли к этому. Ребята все старались, поэтому, я думаю, все у нас еще впереди, и на данный момент, что могли, мы все сделали».

Создатели спектакля не забыли и про народные инструменты. В сказаниях о нартах этому посвящены отдельные главы. Созданию Сырдоном национальной двенадцатиструнной арфы уделили особое внимание. Бесподобная хореография сопровождалась произведениями заслуженного композитора Южной Осетии Мурата Плиева. Он обработал известные народные композиции. Режиссер Сослан Коцлов признается, что успех постановки – в слаженной работе творческой группы.

Сослан Коцлов, режиссер : «Была проделана огромная работа. Изучили заново весь Нартовский эпос. Конечно же, тема сложная, но постарались вытянуть из всего потока материала самое главное, то, что знают все. Помимо этого все знают, что версий Нартского эпоса тоже много. В этом и была самая сложность – собрать и выжать это все в один продукт».

Три премьерных дня – три дня аншлагов. Яркое и захватывающее действо, которое протягивает нить между прошлым и настоящим и рождает уверенность, что Нартовский эпос и все культурное наследие будут актуальны и в будущем.

Спектакль «Нарты. Новое время древнего искусства» был создан при поддержке министерства культуры России. В планах – показать его на большой сцене в Москве. Авторы обещают, что нарты вернутся, чтобы вновь покорить сердца зрителей.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania