филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

14:12 пятница, 22 ноября 2024
10 апреля 2024, 17:07
«Мое кино такая боль, такая любовь и такая драма»: к 85-летию со дня рождения Германа Гудиева

За 30 лет работы в Северо-Кавказской студии кинохроники он подготовил более 100 сюжетов для киножурнала «Северный Кавказ» и создал более 20 документальных кинолент

Поэт, публицист, кинодокументалист… Сегодня исполнилось бы 85 лет заслуженному деятелю искусств Северной Осетии, лауреату государственной премии имени Коста Хетагурова Герману Гудиеву. Он создал более 20 документальных кинолент, снял более 100 сюжетов для журнала «Северный Кавказ». Точность, достоверность, узнаваемость – характерные особенности поэзии, публицистики и режиссуры Германа Гудиева. Он имел  чёткое, принципиальное мнение, был смелым в творчестве, ярким и независимым в жизни.

Герман Гудиев: «Мое кино такая боль, такая любовь и такая драма. Заплачет навзрыд даже слепой, глядя бельмом на простыню экрана».

Свет. Камера. Мотор. Свою профессию Герман Гудиев выбрал по любви. Невероятно талантливый режиссер-документалист. Его путь к творчеству был долгим и сложным. В юности Герман Гудиев думал, что свяжет свою жизнь с настоящей мужской профессией. В 14 лет подрабатывал электриком на заводе, позже поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический институт, но понял, что его призвание в другом. В 1960 году зов сердца привел Германа Гудиева в Москву, во Всероссийский государственный институт кинематографии. Его наставником был Роман Кармен – советский кинорежиссёр, прославившийся военными документальными кинокартинами. Дебютный фильм начинающего кинематографиста Германа Гудиева – его первая победа. «Еще раз вперед» – дипломная работа, которая завоевала приз на кинофестивале в Ереване.

Индира Черджиева, председатель Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов России: «Кино – это свет и тень, а потом еще цвет и звук. Из этого создается образ. Вот если кино это ряд образов, с помощью которых ты рассказываешь историю… Вот этим языком кино, вот этим образным рядом он владел безупречно. То есть за что бы ни брался Герман, это однозначно картина с лицом, это однозначно картина, которая свидетельствует время и людей в этом времени».

Его почерк узнаваем из тысячи. В каждое свое творение он вкладывал душу. Для творца и критика было важно точно передать образ. Яркий и независимый Герман Гудиев определённо обладал лидерскими качествами. Он имел своё чёткое, принципиальное мнение, был смелым в творчестве,  независимым в жизни. Всегда считал, что каждый должен делать свою работу качественно, к чему стремился и сам.

Джина Дудиева, редактор службы информационных программ телевидения ГТРК «Алания»: «Невероятно многогранный. Он и блестящий кинорежиссер, невероятный сценарист, писатель, поэт. То есть в одном человеке столько всего намешано, просто невероятно. С первых же минут он начал режиссировать мой сюжет. Мы с Асланом Тебиевым, это мой оператор, были в качестве статистов. Встань туда, встань сюда, улыбнись, нахмурься, еще что-то. Вот этот его знаменитый проход в сюжете = тоже срежиссирован им самим. Значит он говорил: «Я иду в мастерскую к своему другу, и тут Вы неожиданно, и я вас приглашаю вместе с собой в мастерскую к Батразу Дзиову»».

Герман Гудиев всегда тщательно трудился над своими картинами. По крупицам собирая информацию, он создавал шедевры. Кинематографист посвящал свои работы выдающимся личностям, влюбленным в свою профессию, будь то строитель или художник. Среди его работ «Коста Хетагуров», «Хетаг», «Портрет без багета», «Композиция», «Но больше всех люблю», «Жизнь в седле», «Альбом Хроникера»…

Мурат Джусоев, кинорежиссер: «Отличительной чертой Германа в режиссуре было то, что мне запомнилось и очень импонировало – он не любил лакированные кадры. Это знаешь что? Когда все снято по законам ОТ и ДО. Он где-то нарочно в своих фильмах делал такие ляпы, и ты сначала дивишься «Ну как можно было такой ляп допустить?». Оказывается, он это делал специально. Я говорю: «Зачем, Герман?». Он отвечал: «Должна же быть изюминка какая-то, пусть такая будет, чтобы не ровно было, а как синусоиды, как пульс сердца».

Германа Гудиева знают не только, как режиссера. Он автор четырёх поэтических сборников, статей, рецензий, а также сборника очерков «Вершины», за который был удостоен Государственной премии имени Коста Хетагурова. Писатель посвятил его людям разных профессий, достойным восхищения. Он добирался до самой сути, раскрывал многогранность души каждой личности.

Ирина Гуржибекова, Народный поэт РСО-А: «Когда вышла книга «Вершины», я считаю это была вершина его творчества, потому что там рассказ о 50 знаковых людях. Достаточно назвать таких, как Исса Плиев, как Альбина Баева, Хаджумар Сабанов, и пишет он о них взволнованно с таким проникновением, в самую суть их мыслей, их чувств, их отношения к жизни. Когда я перечитывала эту книгу, несколько раз пролистывала, я поняла, что он сам вершина, только он этого не осознавал».

Жизнь коротка, искусство вечно. Именно так можно описать творческий путь Германа Гудиева. Он торопился жить. За 30 лет работы в Северо-Кавказской студии кинохроники он подготовил более 100 сюжетов для киножурнала «Северный Кавказ» и создал более 20 документальных кинолент. Безграничный талант Германа Гудиева внес большой вклад в культуру Северной Осетии. Он писал и снимал для людей живущих сегодня, и для тех, кто придет завтра.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania