После тщательного обследования склонов специалисты приняли решение укрепить дорожные откосы мощными верховыми и низовыми подпорными конструкциями
Дополнительные защитные сооружения возводят на опасных участках региональной дороги «Кавказ» – Хурикау – Малгобек – Моздок. Строительные работы по устройству подпорных стен начались в 2024 году. Отрезок проезжей части от селения Старый Батако до Хурикау проходит сквозь лесной массив Сунженского хребта. Особенности геологии таковы, что трассу периодически подмывают селевые потоки. Оползневые процессы влияют на безопасность асфальтового полотна. Специалисты обследовали склоны, и было принято решение укрепить дорожные откосы верховыми и низовыми подпорными конструкциями. Дорожные работы находятся на контроле профильного комитета и ведутся в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». О том, какие технологические подходы используют строители и как новые решения повлияют на дальнейшую эксплуатацию автомобильной трассы, – в материале нашего кореспондента.
Такой метод бурения особенно эффективен, когда речь идет о рыхлом грунте. Он позволяет избежать обвала стенок скважины. Сложный механизм грозной установки буквально «вгрызается» в зыбкую почву, доставая один куб породы за другим. Для дороги, которая напрямую связывает Владикавказ с самым отдаленным районом республики, работы жизненно важны, иначе на этом участке проезжее полотно буквально сползёт в лесополосу.
Давид Зокоев, главный инженер подрядной организации: «В процессе эксплуатации данной дороги были выявлены оползневые участки. Комитетом дорожного хозяйства для укрепления склонов было принято решение возвести подпорные стены: верховые и низовые. Данные подпорные стены выполнены на свайных фундаментах. Сейчас ведутся работы по устройству данных свай. Высота свай – до 9 метров, далее будут выполнены работы по устройству фундаментов и самих подпорных стен из сборных железобетонных блоков».
Своего рода строительная «операция» позволит укрепить этот участок автомобильной дороги третьей категории, чтобы она соответствовала техническим требованиям. Спасают «асфальтового пациента» 25 специалистов и 15 единиц техники. Укреплять откосы строители начали еще в середине прошлого года. Результаты уже украшают трассу вдоль гребня склона как снизу, так и сверху. Строители работают круглосуточно в две смены – это позволяет возводить максимальное количество свай, на которые и опирается фундамент подпорной стены.
Виктор Попов, ведущий специалист по бурению: «На данном этапе ведутся работы по устройству буронабивных свай диаметром 800 миллиметров, железобетонных, для укрепления откосов дороги. Достаем около 5 кубов грунта на каждой свае, соответственно, такое же количество бетона заливается с металлическим каркасом. Производительность за сутки – около восьми свай».
Подход в работе хоть и привычный, но с нестандартным решением. Обычно для возведения подпорных стен используют монолитные железобетонные конструкции. В данном случае решили применить другую технологию, которую разработали североосетинские специалисты.
Давид Зокоев, главный инженер подрядной организации: «На данном участке были приняты решения по возведению сборных железобетонных подпорных стен. Данные стены были запатентованы местной организацией. Они делаются по принципу кирпичной кладки, в них есть конструктивные отверстия, которые в дальнейшем заполняются каркасами и бетоном».
Во власти природы восьмикилометровый участок дороги оказывался многократно. И этот бой инженерное сооружение часто проигрывало селевым потокам и длительным ливням. Автомобильную трассу протяженностью почти 58 километров, которая связывает Владикавказ и Моздок, открыли в марте 2021 года после реконструкции и частичного строительства. Двухполосное движение сократило время в пути практически вдвое. Раньше добираться до Моздокского района приходилось через соседние Кабардино-Балкарию и Ингушетию. Проблемные участки новой дороги дали о себе знать во время эксплуатации. Как говорят специалисты, причина в особенностях геологии на этой территории.
Давид Зокоев, главный инженер подрядной организации: «Здесь оползневые участки, то есть нестабильные грунты. Поэтому было принято решение забуривать набивные сваи в коренные грунты для того, чтобы удержать склон. На территории республики, как правило, применяются такие фундаменты на мостах и на особо опасных участках. Но, насколько мне известно, на сегодняшний день это пока первый объект, на котором подпорные стены выполнены на свайном фундаменте».
Откосы укрепляют на локальных участках – от 21-го до 29-го километра. Сложность работ разная в зависимости от состояния склона. Также строители обновляют «дорожную одежду», которая обеспечит прочность и долговечность проезжей части. Чтобы обезопасить трассу, необходимо возвести около 1750 метров верховых и низовых подпорных стен на разных участках. Восемь километров проезжей части: несколько лет назад этот участок дороги одни строители буквально прорубили сквозь лесной массив. Сегодня другие пытаются защитить его от постоянных оползней. Укрепление склонов – процесс сложный и занимает несколько этапов. Первые два планируют завершить уже в конце этого года.




