В Северной Осетии будут возрождать студию кинохроники
В условиях санкций многие зарубежные фильмы стали недоступны для российского зрителя. Мастера отрасли уверены: это хороший повод направить усилия на развитие собственного производства. Для Северной Осетии этот вопрос также актуален. Здесь намерены возродить студию кинохроники. Однако есть влюбленные в кино, которые не ждут больших решений сверху, а уже сейчас создают собственные картины.
Прежде чем история Нартов выйдет на большой экран, Тигран Кайтмазов прорисовывает каждую деталь пейзажа. Особенная каменная кладка, панорамный вид на селение, игра света и теней. Все должно соответствовать масштабу легендарных сказаний.
Тигран Кайтмазов, художник кино и телевидения: «Искать всевозможные материалы по доспеху наших предков, скифскому доспеху, сарматскому, аланскому. Какие источники, лучших авторов, экспозиции какие, в каких музеях есть какой археологический материал, советских авторов, зарубежных. Чтобы было полное понимание того, с чем я работаю».
Больше 10 лет Тигран работает над экранизацией Нартского эпоса. Сейчас Тигран занимается раскадровкой материала. Уже готовы циклы Урузмага и Сатаны, Уархага и его сыновей. Теперь художник работает над историей Сослана.
Тигран Кайтмазов, художник кино и телевидения: «Ты погружаешься в материал, начинаешь с ним работать, и чем сильнее ты погружаешься, ты перестаешь вообще воспринимать, что происходит вокруг. Ты полностью в материале. Тебе раскрывается все дальше и дальше, ты не можешь остановиться. А прорабатывать детально ты не можешь, потому что ты начинаешь делать эту сцену, а видишь через три-пять сцен вперед. И поэтому, чтобы зафиксировать их в том эмоциональном ключе, в котором я уже работаю, я это делаю линейно, схематически».
Драматургия, смена сцен и настроений. Сценарий почти готов. Для команды, которая работает над сказаниями, важно сохранить их аутентичность и глубину без искажения смысла. Сейчас перед кинематоргафистами стоит непростая задача: выбрать формат, в котором эпос предстанет перед зрителем: игровое кино, сериал или анимационный мультфильм. И под каждое из этих направление нужны специалисты. Команда уже обучает анимации и 3D-рафике студентов СОГУ, которые тоже будут работать над созданием эпоса.
Георгий Кокоев, кинематографист, режиссер монтажа: «То, что можем – пока решили своими силами. Разработали весь мир, всю фабулу, весь сеттинг проекта. Есть все, что касается материальной культуры, персонажей. И всего остального. Дальше уже предстоит более серьезный глубокий этап работы над этим».
Сейчас в Северной Осетии возрождают студию кинохроники. Команда, которая работает над эпосом, сотрудничает с ней и предлагает свои идеи современного развития кино. Это, например, создание ангаров для игрового кино, анимационные студии.
Тигран Кайтмазов, художник кино и телевидения: «Я считаю рациональным сделать такие лаборатории по игровому кино, по анимации. Таким образом мы бы свели в одной точке оптимальное количество телевизионщиков, кинематографистов, и у нас бы начало зарождаться профессиональное сообщество».
Это самое сообщество сейчас разрозненно. Режиссеры, особенно начинающие, нуждаются в поддержке более опытных коллег. Лия Букулова – продюсер, считает, что снимать нужно качественно и красиво. Девушка попробовала себя и в роли режиссера.
Лия со своей командой подбирала натуру, образы, прописывала драматургию. Даже музыку создавали специально для этой работы. Маленькие шаги навстречу большому кино.
Лия Букулова, продюсер: «Сколько вокруг людей, которые реально могут снимать достаточно серьезные, красивые картины. Они заперты в каком-то своем сомнении, что не дает им реализоваться».
Возрождать кино сейчас самое время, говорят специалисты. Антироссийские санкции позволили сместить акцент на развитие собственного продукта.
Конечно, для этого необходимо создавать и условия для творчества, но самое главное в Осетии уже есть – люди, которые умеют делать кино.