В масштабных работах принимали участие и представители Северной Осетии
50 лет назад в нашей стране стартовала одна из главных всесоюзных строек – начали возводить Байкало-Амурскую магистраль. Она до сих пор остается важной транспортной артерией России. Проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. В строительстве принимали участие и представители Северной Осетии. О том, как это было, расскажет наш корреспондент.
Крепкие объятия и улыбки… Асланбек Дзадзиев и Михаил Меркулов не виделись больше тридцати лет. Перед глазами проносятся дорогие сердцу воспоминания. Друг для друга даже не изменились. Все такие же молодые. На строительство Байкало-Амурской магистрали они отправились вместе. Там и зародилась их дружба. Сильная и надежная. Как железная дорога, которую долго и упорно строили.
Асланбек Дзадзиев: «Сперва наш отряд работал в управлении строительства и монтажа сетей и подстанций. Они нас взяли с таким расчетом, чтобы по специальности потом работали. Туда пошли и юристы, и строители, электрики. Мы начали работать. Нас начали с Усть-Илимска возить в Братск».
Затем вернулись обратно в Усть-Илимск, а после начали работать на Тушамском леспромхозе. Одна бригада расчищала лес, другая принимала эстафету и строила на этом месте целлюлозный комбинат. Рабочие будни Асланбек Дзадзиев и Михаил Меркулов помнят, как вчерашний день.
Асланбек Дзадзиев: «У нас рабочий день завершался, как положено, в 5-6 часов. Возвращались и общались между собой. Выходные у нас были, но самое главное – молодежный энтузиазм. У нас в доме кого только не было. И крымчане, и самарцы, с разных концов страны».
Проект магистрали был разработан в начале 70-х годов. С тех пор к ее строительству подключилась вся страна. Требовались большие усилия. Потому что создавали не просто железную дорогу. Новую жизнь.
Феликс Киреев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А: «На местах столько людей не было, столько специалистов, которые бы это все делали. Была цель – как можно быстрее все это сделать. Планировалось построить саму железную дорогу, небольшие поселки, города, которые дальше бы развивались. Целый комплекс был. Было объявлено это всесоюзной стройкой, куда стали призываться строители. В основном это была молодежь».
Байкало-Амурскую магистраль называли самым грандиозным проектом Советского Союза. Сколько людей было привлечено к масштабной работе, даже сложно представить. В жизни каждого из них железная дорога сыграла свою роль. Сейчас те, кто участвовал в стройке, вспоминают это время с особым трепетом.
Асланбек Дзадзиев: «Мне даже жалко сегодняшнюю молодежь, они лишены такого чувства. Мы хорошую песню там разучивали: «Не каждому дано так щедро жить – людям на память города дарить». У нас это счастье в судьбе было».
Для Асланбека Дзадзиева и Михаила Меркулова те годы оказались одними из самых счастливых в жизни. Тяжелый труд будто отошел на второй план, забылся. Остались лишь теплые воспоминания и гордость. За то, что удалось внести свой вклад в развитие страны.