филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

07:37 пятница, 22 ноября 2024
15 марта 2024, 16:07
Он не стеснялся слез: к 85-летию со дня рождения легендарного актера Бибо Ватаева

В народной памяти Бимболат Заурбекович остался не только как талантливый, выдающийся актер, режиссер, культурный деятель и организатор, но настоящий сын своего народа, который безгранично любил родину

Сегодня 85 лет со дня рождения Народного артиста России Бимболата Ватаева. Он сумел снискать огромную любовь и признательность земляков, для которых он свой… просто Бибо. Он создал более 50 ярких, запоминающихся образов на экране и сцене театра. В народной памяти Бимболат Заурбекович остался не только как талантливый, выдающийся актер, режиссер, культурный деятель и организатор, но настоящий сын своего народа, который безгранично любил родину. В честь Бибо Ватаева во Владикавказе и его родном Новом Батако названы улицы. О том, чей талант и харизма навсегда остались в сердцах почитателей, наш материал.

Удивительный актер и человек с большой буквы. Все, кто был знаком с Бимболатом Зауребокивчем Ватаевым, отзываются о нем именно так. Своим талантом он поражал людей в самое сердце. Творческий путь Бибо Ватаев начал в 19 лет, поступив во вспомогательный театр при Осетинском театре города Орджиникидзе. Через два года он отправился в Москву, в Щукинское училище, где и познакомился с Юрием Любимовым. Эта встреча станет судьбоносной, ведь именно он даст Бимболату Ватаеву его первую и значимую роль в спектакле «Добрый человек из Сезуана».

Гиви Валиев, художественный руководитель СОГАТ им. В.В. Тхапсаева: «Есть люди, которые оставляют след, даже после того, как они уходят. Оставляют след в обществе, культуре, искусстве, и одним из них является Бимболат Заурбекович. Я помню, когда я разговаривал со своим мастером Михаилом Захаровичем Левитиным в ГИТИСе, он был на спектакле Любимова «Добрый человек из Сезуана». Это был дипломный спектакль и зарождение Таганки, где Бимболат Заурбекович играл летчика. Легендарный спектакль Юрия Андреевича Любимова. И вроде бы далекий от Осетии человек рассказывал о Бимболате Заурбековиче восторженно. Это и есть человек, который не только в Осетии, но и за пределами России, СНГ его знают, и мы гордимся, что есть такой человек у нас».

Он остался работать в театре драмы и комедии на Таганке. Позже, в 1969 году, переехал в Таджикистан. За 6 лет на киностудии он сыграл свои самые яркие роли. Среди них Хасан, хан Кончак и, конечно же, Рустам – герой персидского эпоса «Шахнаме». Именно эта роль принесла ему мировую славу и стала вершиной в его биографии.

Арсен Худододов, председатель таджикской диаспоры «Памир»: «На роль Рустама Таджик-фильма, когда Борис Кимягарова выбирал актеров на эту роль, все ему предлагали Бибо Ватаева, и он замешкался. Как я возьму на роль таджика не таджика? А вы сходите к старейшинам, и они вам ответят, можно или нет. И когда эта группа людей ходила к Мирзо Турсунзаде, он тогда возглавлял совет старейшин Таджикистана и был председателем правления писателей Таджикистана, то есть очень уважаемый человек был. Мы на роль Рустама предлагаем вот человека, который по национальности не таджик. Он на него посмотрел и сказал: «Он больше таджик, чем вы все вместе взятые». И с таким смехом старейшины его утвердили».

Бимболат Ватаев не мыслил своей жизни без малой Родины. Он вернулся в Осетию и подарил театру Короля Лира, Оттело, Царя Эдипа и Чермена. Список ролей можно продолжать. В каждую он вкладывал частичку себя, завоевывая народную любовь.

Казбек Губиев, заслуженный артист РФ: «Это был величайший человек, это была глыба, если бы можно было назвать символ мира, я бы назвал символом мира Бимболата Ватаева. Потому что его любили все: от севера до юга, от запада до востока. В Средней Азии его боготворили так, что если бы я своими глазами не видел, как за ним толпы народа шли и целовали его руки, я бы ни за что не поверил. Он был просто преданнейшим другом. Он никогда не мог предать, ни за что. Он всегда был рядом. Он мог вспылить, наорать, кричать. Потом подходил и обнимал тебя, и у него слезы текли. Вот такой он был человек. Человек большой величины, которого любили все».

В 1994 году Бимболат Ватаев стал министром культуры Северной Осетии. На этой должности он также работал не покладая рук, отдавая делу всего себя. В непростые девяностые о сумел сохранить все культурные учреждения. Но главное – он всячески помогал молодым актерам.

Сослан Фидаров, министр культуры РСО-А, актер театра и кино: «Бимболат Заурбекович лично в моей жизни сыграл определенно большую роль, потому что я учился на актерском факультете в СОГУ, год 1997, по-моему. Я поступил на актерский факультет и спустя год, хотя я был уверен, что закончу здесь и обязательно уеду в Щуку, Бимболат Заурбекович собрал нас и отправил всех в Москву учиться именно в Щуку. Когда поступило это предложение, конечно же, я чуть сознание от радости не потерял, в глазах все помутнело, потому что я понимал, кто это все делает – Бимболат Заурбекович. Я понимал, что это зеленый свет, что это путь туда, куда мне надо, о чем я с детства мечтал, и я не перестану этого человека благодарить».

Статный, могучий, суровый богатырь, но с большим и добрым сердцем ребенка. Его любви хватало на всех. Он не боялся показаться слабым, всегда открыто выражал свои эмоции. Его могла растрогать песня, и он не стеснялся слез. Живой, искренний и настоящий.

Агунда Ватаева, дочь Бимболата Ватаева: «Незадолго, буквально, может, месяца за два до его смерти, он мне подарил диктофон. Пришла домой, и он мне говорит: «Булочка, я хочу тебе подарок сделать». Достал маленький диктофон, мы вдвоем с ним были дома. И он сидит на кухне и говорит: «А давай мы что-нибудь запишем». Я говорю: «Ну давай, записывай». И он начал записывать свое отношение ко мне, как сильно он меня любит, сидит и плачет. Я сижу, слушаю его, и у меня тоже слезы текут, я не понимаю, зачем он плачет. Может, у него какое-то настроение было нехорошее, не знаю. Минут пять мне записывал, в один момент он берет, нажимает на кнопку, хотел послушать записалось или нет, и тут нет записи. В этот момент заходит его друг, заходит на кухню, папа плачет, я плачу. Он спрашивает: «Что случилось?». Папа отвечает: «Да ничего. Я ей столько сейчас записал, я хотел, чтобы у нее в памяти осталось что-то, а не записалось». Он очень сильно расстроился. Дядя Тамик предложил: «Давай заново запишем». А папа ответил: «Нет, я уже так не смогу сказать». Но на самом деле говорил от души и как будто чувствовал, как будто бы знал, что жизнь его скоро оборвется».

Легенда. Именно таким он стал для мирового, советского и национального искусства в театре и кино. Искренне любивший жизнь. Его не стало 9 мая 2000 года. Но он оставил яркий след в сердцах людей, и где-то на небосклоне загорелась новая звезда.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania