Проект основан на сохранившихся артефактах, которые находятся в фондах Эрмитажа
Осетинские мастера воссоздают коллекцию войлочных предметов скифо-сарматского периода. Проект основан на сохранившихся артефактах, которые находятся в фондах Эрмитажа. Методом сухого валяния мастера создают шесть уникальных изделий. Реализуют проект при поддержке Фонда президентских грантов.
Работа с цветом – важный этап реконструкции музейного артефакта. Оттенок кожи образов должен быть таким же, как на эскизах. Подбирать приходится, что называется, методом проб и ошибок. Это не просто требование проекта, а желание самих мастериц. Воссоздать скифское полотно площадью в 30 квадратных метров – задача не из легких. Древний ковер, украшенный изображением из цветного войлока богини плодородия и всадника, – ремесленнический вызов для команды Аланы Бзаровой. Она занимается войлоковалянием не первый год, но такого масштаба изделия создает впервые.
Алана Бзарова, директор частного социально-культурного учреждения «Благодать»: «С очень серьезными трудностями окрашивания шерсти мы столкнулись, поскольку мы должны изображать предметы, артефакты в наших реконструкциях в исторически достоверных цветах. Это те цвета, которые были на этих изделиях, на этих произведениях прикладного искусства две с половиной тысячи лет назад нанесены в аппликациях войлочных. Вот соответственно, как мы должны все просчитывать, все продумывать. Это органические краски. Мы восстанавливаем цвета, оттенки по описанию этих красителей».
Образец скифского войлоковаляния 5-го века до нашей эры был найден в Пазырыкском кургане. Оригинал, как и другие пять изделий, хранится в Санкт-Петербурге в фондах Эрмитажа. А вот реплики создают в Доме войлока во Владикавказе – такая географическая связь культур и городов. В проекте задействованы мастерицы разных направлений. Ольга Полиенко художник, она создавала эскизы предметов. Профессионально подходит к подбору оттенков всех объектов коллекции. Говорит, скифский орнамент ей давно интересен, поэтому согласилась на предложение Аланы Бзаровой. На примере элемента чулков показывает особенности древних изделий и почему сегодня важно приблизится к этому результату.
Ольга Полиенко, художник: «Здесь дополнительная графика, цвет – что было очень удивительно для меня, как древние компонуют цвета? Например, многоцветие элементов и обшивка – всего лишь три нитки они выбирают, что было тоже интересно подробно это проследить».
Алана Бзарова, директор частного социально-культурного учреждения «Благодать»: «Например, что касается львов, мы посчитали, здесь 700 стежков. Они это пришивали сухожильными нитями, мы вынуждены это делать моно нитями. Это довольно сложно, она тоненькая, как тоненькая леска. Сейчас планируем менять, потому что ею неудобно работать, может на искусственные сухожилия. Но они темнят, темноваты. Поэтому будем думать».
Вот так собирают историческую мозаику, словно, каждый раз отправляются в прошлое на десятки веков, к истокам, когда войлочные предметы создавались повсеместно. Труд кропотливый, как тогда, так и сегодня. Уникальная техника сухого валяния – в уже готовых изделиях, которые, как конструктор объединяют разные эпохи – будь то реконструкция ритуального ковра сарматского периода или фрагмент скифского ковра с изображением львов
Алана Бзарова, директор частного социально-культурного учреждения «Благодать»: «Он обрамлял все жилище, сохранялось тепло в доме. Когда мы его делали, обратите внимание, сверху шнур. У нас было удивление, мы же делаем реконструкцию, создаем все это пошагово, поэтапно, то есть все детали у нас есть. Но пока мы не приложили шнур, у нас было абсолютнейшее непонимание – кайма совершенно не совпадающая по оттенку, совершенно не комплементарного цвета само полотно. Пока мы этот шнур не приложили хотя бы… На мой взгляд, это красиво».
Чем больше сложных деталей, тем интереснее работа. Это не просто ремесленнический труд, а научное погружение в материал. Процесс изучения непрерывный. Аланский головной убор или древняя попона – каждый раз, принимаясь за работу мастера делают для себя открытия.
Алана Бзарова, директор частного социально-культурного учреждения «Благодать»: «Мы стараемся в наших реконструкциях соответствовать, в этих повторах мы хотим хоть немножко совпадать и соответствовать их мастерству. Пока мы в таком восторженном состоянии и с уважением максимальным, с пиететом, то есть очень аккуратная работа ведется».
Реализация проекта стала возможной благодаря средствам президентского гранта. Это не первая победа авторов в конкурсе фонда. В их арсенале немало изделий из войлока. Предметы одежды и декора – уже бренд осетинских мастериц, который основала Алана Бзарова. Реконструкция музейных артефактов станет новой и самой уникальной коллекцией.
Реконструкция двух изделий уже завершена. Работа над самым крупным полотном в самом разгаре, еще три элемента в перспективе. Всю коллекцию представят зрителям уже в январе 2026 года, а в феврале ее покажут на выставке-форуме «Уникальная Россия».




