Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Автохаб проанализировали динамику цен на наиболее востребованные машины с пробегом в октябре 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Половина из топ-20 популярных машин во втором месяце осени возобновили процесс подорожания. Лидером по росту цены стал седан Mercedes-Benz E-класса (5,5 миллиона руб., +5,3% к сентябрю). Больше, чем на 3% подорожали популярные «корейцы», Toyota LC300 и три модели Lada – Largus, Granta и Vesta. В то же время колебания цен у 10 моделей оказались достаточно незначительными – ограничились диапазоном плюс-минус 2%.
После августовского взлета объемов бизнеса осенью количество сделок в сегменте вторичных автомобилей практически вернулось к уровням июня-июля. Однако на рынке сохраняется дефицит свежих трехлетних автомобилей, продолжается снижение доверия к рублю из-за немалых темпов реальной инфляции. Тем, кто предлагает свой товар на автомобильных маркетплейсах, это позволяет по-прежнему увеличивать цены.
Так, в октябре сразу три модели подорожали в среднем на 5% относительно сентября. Больше других прибавил седан Mercedes-Benz E. В бизнес-классе этот автомобиль долгие годы оставался одним из самых популярных в сегменте престижных марок. С марта 2022 года его производство в России было остановлено, а поступления по каналам параллельного импорта стали носить эпизодический характер. Тем не менее за счет стабилизации курса рубля в конце 2022 г. – начале 2023 г. средняя цена трехлетнего E-класса на нашем рынке временами опускалась ниже четырех млн рублей. В нынешних реалиях о таком прайсе можно окончательно забыть. В октябре эту машину выставляли на классифайдах в среднем за 5,48 млн рублей, что на 5,3% больше, чем в сентябре, и на 38% больше, чем за эту же машину просили в январе 2023 года.
Масштабы роста цен на модели Hyundai Creta и Lada Largus традиционно более скромные. Однако в процентном соотношении их подорожание лишь немногим меньше, чем у «штутгартца». Средняя цена корейского кроссовера в трехлетнем возрасте поднялась в октябре до 2,1 млн рублей (+4,9% к сентябрю). О том, что в январе он стоил чуть больше 1,5 млн рублей, лучше тоже не вспоминать.
Замкнувшая тройку лидеров нашего рейтинга Lada Largus впервые в своей хронологии цен превысила уровень в 1,3 млн рублей. АвтоВАЗ так и не смог начать в текущем году массовое производство этой модели, обещая теперь сделать это в 2024 г. К такому же уровню в 1,3 млн активно приближается и Lada Vesta. Но здесь рост цен обусловлен подорожанием той же модели на рынке новых автомобилей. За октябрь оно составило 83-91 тысячу рублей. Тот же фактор играет главную роль и в ценообразовании еще одной Lada – Granta (890 тыс. руб., + 3,7% к сентябрю).
В числе моделей, подорожавших за второй осенний месяц на 3-4%, оказались также некогда бюджетные «корейцы»: Kia Rio (1,64 млн руб.,) и Hyundai Solaris (1,59 млн руб.), любимцы региональных и московских таксистов Renault Logan (1,16 млн руб.) и Skoda Octavia (2,16 млн руб.) и чистокровный японец – универсальный вседорожник Toyota Land Cruiser 300 (8,8 млн руб.).
В то же время колебания цен у десяти моделей из топ-20 оказались достаточно незначительными, ограничившись диапазоном в плюс-минус 2%. В число этих машин вошли две BMW (седан 5-серии и кроссовер X5), две Toyota (паркетник RAV-4 и седан Camry), по паре Hyundai (Santa Fe, Tucson) и Nissan (Qashqai, X-Trail), а также Renault Duster и Kia Sportage.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
«Как мы и прогнозировали, цены в октябре пришли в более заметно движение и не смогли сохранить тренд по сентябрьскому относительному затишью. По большинству популярных иномарок такая тенденция наверняка сохранится и в ноябре. Наполнение рынка свежими машинами западных брендов по-прежнему недостаточно. Кроме того, введением все новых налоговых ограничений в части импорта как новых, так и подержанных машин правительство недвусмысленно дает понять, что будет пытаться продолжать развивать объемы отечественного авторитейла за счет внутреннего производства. Разве что Lada, топовые модели которой уже вступили в прямую ценовую конкуренцию с бюджетными седанами из Китая, едва ли сможет продолжать такую же агрессивную ценовую политику в ноябре. И то только в том случае, если тренд стабилизации курса рубля к доллару сохранится».
Топ-20 популярных моделей а/м с пробегом по динамике цен в октябре 2023 года
№ |
Марка и модель |
Октябрь 22 |
Сентябрь 23 |
Октябрь 23 |
Октябрь 23 / Сентябрь 23 |
1 |
Mercedes-Benz E |
4 199 937 |
5 187 119 |
5 477 964 |
5,3% |
2 |
Hyundai Creta |
1 681 336 |
2 003 774 |
2 106 817 |
4,9% |
3 |
Lada Largus |
1 058 365 |
1 246 268 |
1 305 363 |
4,5% |
4 |
Lada Granta |
701 493 |
856 898 |
890 061 |
3,7% |
5 |
Kia Rio |
1 352 893 |
1 577 306 |
1 635 594 |
3,6% |
6 |
Hyundai Solaris |
1 316 845 |
1 534 620 |
1 590 836 |
3,5% |
7 |
Toyota LC300 |
8 105 303 |
8 517 043 |
8 820 599 |
3,4% |
8 |
Lada Vesta |
1 105 614 |
1 229 182 |
1 272 105 |
3,4% |
9 |
Renault Logan |
888 128 |
1 126 734 |
1 163 676 |
3,2% |
10 |
Skoda Octavia |
1 845 779 |
2 106 345 |
2 160 860 |
2,5% |
11 |
BMW 5 |
4 566 793 |
5 528 259 |
5 640 091 |
2,0% |
12 |
Toyota RAV4 |
3 232 068 |
3 633 296 |
3 694 638 |
1,7% |
13 |
Renault Duster |
1 511 452 |
1 850 149 |
1 873 221 |
1,2% |
14 |
Toyota Camry |
2 881 922 |
3 385 305 |
3 426 029 |
1,2% |
15 |
Hyundai Santa Fe |
3 659 103 |
3 812 241 |
3 838 510 |
0,7% |
16 |
Hyundai Tucson |
2 945 011 |
3 167 854 |
3 160 167 |
-0,2% |
17 |
BMW X5 |
7 735 349 |
10 354 419 |
10 305 248 |
-0,5% |
18 |
Nissan Qashqai |
1 919 327 |
1 912 791 |
1 900 143 |
-0,7% |
19 |
Nissan X-Trail |
2 414 138 |
2 863 274 |
2 835 163 |
-1,0% |
20 |
Kia Sportage |
2 572 252 |
3 228 951 |
3 175 979 |
-1,7% |
Источник данных: компания Автохаб