филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

06:24 пятница, 22 ноября 2024
11 февраля 2021, 16:35
Проект полилингвального образования в Северной Осетии реализуется на базе 16 школ и 48 детсадов

Начальные классы изучают школьные дисциплины на двух языках – русском и осетинском

Быть полиглотом, конечно, хорошо. А еще лучше, если владеешь и родным осетинским. Доказано, что изучать язык предков лучше с ранних лет. При полилингвальной системе начальные классы изучают школьные дисциплины на 2 языках. Пилотным проектом для внедрения обучения на двух языках была Аланская гимназия. Родная речь в начальной школе в будущем поможет не только разговаривать, но и творить на осетинском языке.

Привычное «агас цу» здесь звучит не только на уроках осетинского языка. В полилингвальных классах с этих слов начинаются все занятия. Лес рук на каждый вопрос учителя, а от желающих отвечать у доски нет отбоя. Ариане 8 лет, она второклашка. Честно признается, разговаривать на родном языке очень нравится.

Отмечают уровень владения языком и родители учеников. При этом разговаривать на русском дети хуже не стали. Оснащено учреждение всем необходимым методическим материалом, покупать учебники или рабочие тетради самостоятельно не надо.

Вот так в игровой форме рассказывать о лабиринтах математики на осетинском языке в ногирской школе начали еще в 2012-м. Тогда учебное заведение попало в число пилотных. Эксперимент удался. И уже в 2017-м здесь появились три полилингвальных класса. Сложно бывает только в самом начале, признаются педагоги. Уровень владения родным языком у ребят разный. Но через пару месяцев, осетинская речь звучит намного чаще и ближе к литературной форме.

Сегодня в Северной Осетии в проект полилингвального образования вовлечены 16 школ, на базе которых функционируют 41 класс. Речь идет о начальной школе. Причем в первом классе соотношение занятий на осетинском и русском языках – 75% к 25% соответственно. А уже в четвертом – наоборот. Такая система придумана, чтобы ученики не испытывали трудности уже в средней школе. Работают по программе ЮНЕСКО и 48 детских садов республики, всего 90 групп.

Одним из первых участников проекта слало дошкольное образовательное учреждение №74. Всего в садике 6 групп, 2 из которых полилингвальные – ясельная и младшая. Есть в учреждение и педагог осетинского языка.

Работа с малышами требует игровой формы. Подходы применяют разные, но результат всегда один. Подопечные детского сада пока плохо выговаривают некоторые буквы, но уже могут строить речевые конструкции на осетинском. Здесь они поют песни на родном языке и разучивают стихотворения великого Коста, чтобы потом завоевывать первые места на различных конкурсах. Как 4-летний Давит Калоев.

А потом сразу к друзьям танцевать национальный «Симд» или «Хонга», как шестилетняя Аделина Джикаева. Ровная спина и обязательно на носочках. Так ребята приобщаются еще к осетинской культуре. Всего детский сад посещает более 120 воспитанников. Многие родители приводят своих детей сюда из-за полилингвальных групп.

Полилингвальная модель поликультурного обучения должна не просто научить детей осетинскому языку. Она призвана сохранить национальную школу. Родной язык должен жить, уверены специалисты. А значит, в перспективе таких групп и классов в образовательных учреждениях республики будет еще больше.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania