филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

08:27 воскресенье, 19 мая 2024
30 декабря 2016, 23:33
Рокский тоннель отмечает 30-летний юбилей

Это единственная магистраль, которая проложена между Россией и Южной Осетией. Это дорога, которая всегда показывала только путь вперед. Позади три десятка лет.

30 лет, соединяя народы. Юбилей отмечает Рокский тоннель. Это единственная магистраль, которая проложена между Россией и Южной Осетией. Это дорога, которая всегда показывала только путь вперед. Позади три десятка лет. Сегодня Рокский тоннель – один из самых модернизированных в России. Он отвечает всем современным требованиям безопасности.

Дорога жизни – так называют ее жители Осетии. Транскам – единственная трасса, которая связывает Россию с Южной Осетией. Идея строительства магистрали зародилась еще в 19-м веке, когда горцы Южной Осетии с такой просьбой обратились к наместнику на Кавказе. Долгое время разрабатывалась схема Транскавказской автомагистрали. К строительству приступили в 1975 году. Леван Кортиев тогда был начальником Южного участка Транскама. Вспоминает, в то время и техники то особо не было, но желание осуществить давнюю мечту двух народов оказалось сильнее.
Леван Кортиев, кандидат технических наук, профессор СКГМИ: «На юге, в целом, мало квалифицированных механизаторов, пришлось искать их и в Цхинвали, Знауре, Джаве и отовсюду. Прямой связи, такой как сегодня, из Южной Осетии в Северную не было. И все общение происходило через военно-грузинскую дорогу. Вот начали мы в таких условиях строить дорогу. Своими силами, с севера с Алагира отправляли нам механизмы, технику, а на месте мы подбирали рабочих, специалистов и таким образом, где-то в июне мы начали вести подготовительные работы».
В сентябре 1975 года в ущелье прозвучали первые взрывы. Специалисты пробивались сквозь крепкие горные склоны. И только спустя шесть лет состоялась так называемая сбойка, когда Рокский тоннель пробурили с обеих сторон. Открыли дорогу в 1986-м. Этого события ждали сами строители, а больше всего два народа, которые всегда были разделены Кавказским хребтом.
Людвиг Чибиров, доктор исторических наук: «Этот душевный крик бы характерен для всех южных осетин, потому что это имело для них исключительно важное значение. Потому что веками между северными и южными осетинами стоял центральный хребет, который мешал их культурному и социально-экономическому объединению».
Изначально Транскам имел статус республиканской дороги. Федеральным он стал в 2002 году. Трасса постоянно развивается. Только за последние несколько лет на магистрали построено более 8 километров тоннелей и противолавинных галерей. Сам тоннель был полностью реконструирован. Сегодня это одно из самых современных сооружений – гидроизоляция, которая отвечает всем требованиям, укрепленные склоны. Для безопасности подземный коридор оборудовали электроникой, которая фиксирует скопление выхлопных газов. Также тоннель обустроили нишами с гидрантами и телефонами. Здесь круглосуточное видеонаблюдение.
Николай Песьяков, руководитель пресс-службы филиала ФКУ Упрдор «Кавказ»: «После событий 8-го года, особенно ясно стало, что Транскам нуждается в постоянном внимании, в постоянных дополнительных средствах и строительстве дополнительных защитных сооружений. Многие искусственные сооружения были построены впервые. Так впервые в Мизуре был построен шумозащитный экран. Впервые был по новой технологии построена мостплощадка в том же Мизуре, были защищены склоны горные от камнепадов, от селей, от снежных лавин защита, берегоукрепление. В общем, Транскавказская автомагистраль сегодня и 30 лет назад, конечно же, это разительное изменение».
Но этих мер недостаточно, говорят специалисты. На трассе предстоит немало работ по обеспечению безопасности. В планах построить селепропуск, новые подпорные стены и тоннели. Дорога жизни – поистине долгий путь от мечты к реальности.
Генриетта Албегова
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania