филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

06:14 четверг, 09 мая 2024
21 июля 2015, 17:10
Российская команда «Формулы-1» поддержала уникальную разработку североосетинских физиков

Осетинские ученые, возможно, будут участвовать в королевских гонках «Формулы-1». Правда, не в качестве пилотов, а в составе научной команды. Российская группа гонщиков заинтересовалась уникальной разработкой исследователей.

Осетинские ученые,  возможно, будут участвовать в королевских гонках  «Формулы-1».  Правда, не в качестве пилотов, а в составе научной команды. Российская группа гонщиков заинтересовалась уникальной разработкой исследователей. Сейчас в лаборатории ученые ведут работы именно по их заказу. Гетерогенный катализатор, который изобрели молодые физики СОГУ, превращает продукты сгорания снова в топливо.

Несколько несложных манипуляций и кристалл боромолибдена помещают в специальный аппарат. Камера сверхвысокого вакуума обеспечивает исследование свойств невзрачной на вид частички. Эта песчинка – часть будущего «чудо-порошка», с помощью которого продукты сгорания – углекислый газ и вода – снова превращаются в топливо. Уникальный гетерогенный катализатор создали в стенах лаборатории СОГУ.

Сослан Хубежов, сотрудник центра коллективного пользования «Физика и технология наноструктур»: «В данном случае мы загрузили наш новый образец, полученный экспериментально, это оксид молибдена, который был выращен в специальной игольчатой модификации, загрузку мы произвели для того, чтобы выявить, какие же свойства новые появляются у данного кристалла в данной модификации».

Помочь двигателю автомобиля работать гораздо быстрее и снизить затрату энергии в два-три раза – это еще не все на что способно активизирующее вещество. Как утверждают, его разработчики увидеть результат можно просто засыпав порошок в рабочую часть автомобиля.

Иван Силаев, кандидат технических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния СОГУ: «После того, как мы получили оксид молибдена, мы его в вакууме соединяем с бором, то есть покрываем тонкой нанопленкой бора. После этого он у нас из прозрачного становится темным, и только после того, как он в вакууме покрывается слоем бора, он превращается в катализатор, который может из продуктов сгорания топлива – метанола, метилового спирта, который имеет газообразную структуру – может заново до 30% сгоревшего топлива заново конвертировать в исходное жидкое топливо метанол. Коэффициент полезного действия поднимается – 30% бензина обратно в бак».

Одна из самых ответственных  частей исследования ложится на хрупкие женские плечи. После рентгеноструктурного анализа образец исследуют с помощью атомно-силового микроскопа. От того, насколько тщательно проведен анализ, зависит дальнейшее использование кристалла.

Алена Рамонова, сотрудник центра, младший научный сотрудник: «После напыления или получения образцов они попадают ко мне для исследования на атомно-силовом микроскопе. Я исследую поверхность и смотрю, как она выглядит с дальнейшим исследованием его свойств – оптических, фотоэлектрических».

По словам научного руководителя центра Тамерлана Магкоева, к этому открытию в лаборатории шли несколько лет, но научный рывок осуществили за последний год. Не последнюю роль в этом сыграло приобретение новейшего суперсовременного оборудования. Теперь опыты можно проводить непосредственно на местах,  а не выезжать за пределы республики, как это было еще совсем недавно.

Тамерлан Магкоев, научный руководитель центра коллективного пользования «Физика и технологии наноструктур»: «Центр аккумулирует самое передовое оборудование производства США, Японии, Германии, Англии, которое позволяет производить исследования, начиная с отдельных атомов и кончая живыми материями. Практически весь спектр исследований, доступный человечеству в настоящее время».

В лаборатории параллельно ведется множество исследований, но создание катализатора – одно из приоритетных направлений сейчас. Дальнейших результатов очень ждут в Москве.

Уникальной разработкой осетинских ученых заинтересовалась российская команда «Формулы-1». Сейчас в лаборатории продолжаются исследования катализатора именно по их заказу. Закончить последние тесты и приступить к испытаниям в реальных условиях планируется уже к началу следующего года. Специалисты центра «Физики и технологий наноструктур» надеются, что изобретение поможет отечественным болидам стать самыми быстрыми в королевских гонках.

Юлия Филатова

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania