В этом году организаторы из Северной Осетии отошли от традиционного регламента и «привезли» искусство в несколько регионов России
Сегодня в Карачаево-Черкесии открылась восьмая, последняя, площадка ежегодного фестиваля современного искусства «Аланика». В этом году организаторы из Северной Осетии отошли от традиционного регламента и «привезли» искусство в несколько регионов России. В Карачаево-Черкесии экспозиция «Цветы» появилась на площади перед музеем-памятником защитникам перевалов Кавказа в посёлке Орджоникидзевском.
Поляна из десятков тысяч цветов перед музеем-памятником защитникам перевалов Кавказ в посёлке Орджоникидзевском. Автором этого произведения является художник Эдуард Кубенский. Экспозиция стала частью проекта «Марафон открытий», организованного в рамках фестиваля изобразительного искусства «Аланика», который на 16-й год своего существования вышел за пределы Северной Осетии.
Артур Мхце, корреспондент: «Изначально на этой площади планировалось высадить 344 тысячи таких цветов – по примерному количеству советских воинов, павших в боях за перевалы Кавказа. Но тогда мемориальному комплексу пришлось бы искать куда большую территорию для поляны памяти. А так в итоге было найдено компромиссное решение».
По словам автора идеи, для создания своего творения он постарался как можно лучше узнать историю Великой Отечественной войны, в частности, изучить страницы обороны перевалов Кавказа. Так, стреляные гильзы – это отсылка к смертным медальонам, которые помогали при опознании погибшего воина.
Эдуард Кубенский, художник: «Из патрона вытаскивали пулю, высыпали порох, туда вкладывали бумажки и пулю засовывали в обратную сторону. Получался такой новый медальон. Сегодня, когда находят на тающих ледниках останки солдат, и при них находят такие жетоны, сразу становится понятно, что это советский солдат. В некоторых жетонах сохраняются бумажки, которые могут идентифицировать».
Сооружение состоит из нескольких тысяч стреляных гильз, закреплённых на стальной проволоке. На ветру они издают мелодичный звук, сравнимый с флейтой пастухов. Это своего рода отсылка к предмету, который в регионе издавна использовали во время выпаса домашних животных. Позже такой экспонат стали создавать из металлической трубки оружейного ствола. То есть предмет, который изначально предназначался в военных целях, использовали для мирной жизни. В числе почётных гостей торжественного открытия «Поляны памяти» были руководитель Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина Елизавета Лихачёва и организаторы фестиваля «Аланика» из Северной Осетии.
Елизавета Лихачёва, директор государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: «Фестиваль «Аланика», который существует в этом году 16-й год, завоевал определенную репутацию в Северной Осетии и нам показалось, что надо выводить эту работу с современным искусством за пределы региона, растягивать на весь Северный Кавказ. Потому что, как мне кажется. это очень важная работа, потому что языком современного искусства можно говорить на разные темы. И мне кажется, что часть государственной политики должен быть разговор языком современного искусства на темы, которые важны нам».
Впрочем, этот без преувеличения шедевр изобразительного искусства стал таким, в том числе благодаря юным жителям Карачаево-Черкесии. Ребята из юнармейского отряда «Ураган» Прикубанского района помогали автору воплощать его творческие идеи на практике.
Диана Эркенова, участник юнармейского отряда «Ураган» Прикубанского района: «В данном проекте мы участвовали с первого дня. В 7 утра выезжали из села Привольное приезжали сюда. И каждый из нас с огромным интересом принимал участие в данном проекте, поскольку это наша история. И огромное спасибо организаторам за возможность поучаствовать в истории, что мы можем подать пример другим детям, что наша история в наших руках».
Отдав дань памяти погибшим защитникам перевалов Кавказа, участники мероприятия посетили сам музей-памятник. В помещении приглушённый свет как бы воссоздавал тревожную атмосферу времён Великой Отечественной войны. И в этой обстановке по-новому зазвучали произведения поэтов Карачаево-Черкесии в исполнении солистов Северо-Кавказского филиала Мариинского театра.