Художники используют уникальные материалы, говорят, рисунки могут продержаться без реставрации сотню лет
В храме Иоанна Воина во Владикавказе продолжаются работы по росписи стен и сводов. Специалисты из Санкт-Петербурга долго искали подходящую палитру цветов, посещали различные святые места и храмы в поисках нужных оттенков. Художники используют уникальные материалы, говорят, рисунки могут продержаться без реставрации сотню лет. Кроме того, перед ними поставлена сложная, но интересная задача: совместить традиционные церковные изображения с национальным колоритом.
За последние полгода территория возле храма святого Иоанна Воина заметно преобразилась. Аккуратные газоны, гранитная плитка, мастера занимаются облицовкой стен. Но самая тонкая работа ведется внутри – девять художников мастерской церковного искусства «Образ» из Санкт-Петербурга расписывают храм.
Андрей Бурлаков, руководитель мастерской церковного искусства «Образ»: «Специфика работы заключается в том, что нужно увязать несколько особенностей: и стилистические, и исторические этого храма. Цвета флага Северной Осетии-Алании мы тоже учитываем, в широком смысле какие-то большие массы колористические учитываются, кроме национального орнамента. И опираемся на старо-византийские традиции с синодальной спецификой, потому что русский стиль, русский модерн опирается на два направления: на синодальную школу академическую и более древнюю византийскую традицию. И нам надо совместить, сделать некий симбиоз. Главное – качество, и выдержать стилистику, какую-то строгость, и найти свое лицо в этой росписи».
Прошлым летом мастера написали образы Христа и херувимов под куполом. Сейчас работают в нижних регистрах, расписывают северный неф сценой праздника Преображения. Лики, написанные силикатными красками, могут просуществовать без реставрации сотню лет.
Александр Калинин, доцент кафедры живописи российского государственного педагогического университета им. Герцена: «Здесь известковая штукатурка, и она максимально приближена к древней фреске, известковой. Т.е. краска связывается с известью и происходит процесс минерализации. Огромная работа была проведена в мастерской, т.е. мы не приехали сюда и начали, а год работы в мастерской был по эскизам, каждый орнамент находился в масштабах, все это отрисовывалось, процесс очень энергоемкий».
Каждый символ в росписи храма имеет значение – случайных знаков тут быть не может. Задача – объединить христианские традиционные изображения и национальный колорит – непростая, но этим специалистам под силу.
Станислав Николаев, автор эскиза росписи храма святого мученика Иоанна Воина: «В целом мы работали года два, трудились над этим эскизом. А особенности связаны с местоположением храма. Здесь использованы и традиционные осетинские орнаменты, некая символика, связанная с фольклором. Здесь нужен был сбор материалов, мы использовали даже орнаменты с кавказского оружия, осетинского, чтоб это было именно привязано к месту».
С собой художники привезли уникальную палитру – колерную карту, составленную специально для храма Иоанна Воина после посещения Свято-Пантелеймоновского собора на Новом Афоне.
Дмитрий Селиванов, художник-иконописец: «Таких памятников Российской империи, как пять пальцев на руке, пять больших соборов сохранились в эпохе модерн такого высокого уровня живописи. Она опадает со стен, на это больно смотреть. И мы там с Андреем копировали несколько дней, и сделали цветовую палитру, собрали все цвета, что есть на стенах, и вот эту палитру мы используем здесь в росписи нашего храма».
Кипит работа и по обустройству богослужебного зала. Колонны и иконостас облицовывают местным камнем с аланскими символами, скоро приступят к установке иконостаса. В обрамлении светлого мрамора преображается храм и внешне
Иерей Василий (Грибенченко), настоятель храма святого мученика Иоанна Воина: «Специалисты у нас по камню, специалисты по росписи, великолепные, это правда, ни в коем случае не преувеличено. Это все благодаря нашим подрядчикам, которые находят таких людей, которые готовы работать. Иконописцы допоздна работают, Андрей скромничает, но они работают быстро и качественно. Подымаешься, посмотрел – через два-три дня уже что-то новое. Ребята по облицовке с утра и до позднего вечера работают. Это когда знают рабочие, куда они идут. Это не просто объект какой-то, это дом божий, нужно душу свою вкладывать в это дело».
Храм работает ежедневно, ведутся богослужения. Действует и воскресная школа.
На храме – изображение Александра Невского, он был причислен к лику святых в 16 веке. А рядом уже заложен фундамент будущей часовни Марии Ясыни – бабушки Невского.