филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

09:52 четверг, 02 мая 2024
25 августа 2016, 18:25
Судьбу двух памятников архитектуры во Владикавказе обсудили на общественном совете при Комитете по охране объектов культурного наследия

Дому офицеров и мосту на Пашковского дадут вторую жизнь. Судьбу двух памятников архитектуры обсудили на общественном совете при комитете по охране и использованию объектов культурного наследия. Оба объекта с богатой историей сейчас в аварийном состоянии. Их надо спасать.

Дому офицеров и мосту на Пашковского дадут вторую жизнь. Судьбу двух памятников архитектуры обсудили на общественном совете при комитете по охране и использованию объектов культурного наследия. Оба объекта с богатой историей сейчас в аварийном состоянии. Их надо спасать. По заключению экспертов, все подлежит реставрации.
Первый железобетонный мост в России сейчас называют пешеходным, но в 1904 году по нему пролегал трамвайный маршрут. Это был смелый проект бельгийской компании, настоящий технический рывок в будущее.
В начале 20-го века Владикавказ стал восьмым городом, где появился электрический вид транспорта – трамвай. Для его маршрута и понадобился мост через Терек. К тому времени на Западе железобетонные мосты уже были обычным делом, а в России – ноу-хау: трехарочная переправа с пролетом 80 метров. Посмотреть на инженерное чудо приехали сотни людей, под их взглядами на линию вышел первый трамвай. Сегодня, спустя 112 лет, мост с историей стал памятником культурного наследия, а у горожан он до сих пор пользуется популярностью.
Невзрачное полуразрушенное строение, построенное в 1877 году, когда-то было центром притяжения элиты Владикавказа. Здесь располагалось общественное собрание – закрытый клуб, куда попасть могли только сливки общества. Чуть позже первый этаж занял отель «Бристоль». Сейчас от былой славы остался только кирпичный каркас.
Анатолий Гадиев, ведущий советник ОКН Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия: «В советское время здесь проводили мероприятия республиканского значения. Здесь выступали Калинин, Микоян, видные политические деятели того времени. Большая историческая ценность, много событий и фактов связанно с этим зданием. Конечно, его надо сохранить. В идеале, в таком виде, как оно было».
Непростую судьбу двух памятников архитектуры обсуждали на общественном совете при Комитете по охране и использованию объектов культурного наследия. Мнение однозначное: оба объекта надо спасать. Кстати говоря, и трамвайный мост, и Дом офицеров, по заключению экспертов, подлежат реставрации. Их состояние позволяет это сделать.
Если с технической стороной все понятно, то с юридической вокруг Дома офицеров все сложно. Сейчас здание – предмет спора в Арбитражном суде: оно оказалось залоговым имуществом лопнувшего банка БРР.
В комитете намерены участвовать в судьбе двух памятников и дальше. Дом офицеров после судебных тяжб, скорее всего, выставят на торги. Но, приобретая памятник, собственник должен быть готовым взять на себя восстановление здания и вернуть ему исторический облик.
Роза Камболова

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania