Накануне спектакль представили на сцене Осетинского театра. Два с половиной часа бессмертное произведение Толстого в актерской пластике и без единой фразы. Театралы поняли, приняли и восхитились. Исполнение классического произведения в экспериментальной форме публика назвала безупречным.
За два с половиной часа артисты не сказали ни слова, но зрителям они, кажется, и не были нужны. Лишь первые несколько минут публика недоумевала: как «Анна Каренина», как Толстой и без всем известного «О чем ты? Чего ты? Молчи, глупое». Евгений Князев, который играет роль Каренина, сам вначале не совсем понимал, как, и даже готов был отказаться от роли. Но первая встреча с режиссером все изменила.
Евгений Князев, народный артист России: «Это достаточно авантюрно, вообще. Доверие к режиссеру и к этой затее, что можно рассказать этот блистательный роман, где слово является главным действующим лицом и переложить это на язык пластики, казалось нереальным».
И если Каренин Князева практически статичен, монументален и, между тем, наполнен и обладает магнетическим взглядом, его супруга Анна Каренина на контрасте – подвижна, пластична и легка, эмоциональна и чувственна. Это первая роль Ольги Лерман в Вахтанговском театре.
Ольга Лерман, актриса: «Моя первая роль большая без слов. Это для меня большой опыт. Я училась в академическом вузе театральном. Я училась говорить. Я училась танцевать до театрального вуза, но больше направлена на текст».
Во время спектакля зритель погружается в мир танца, пластики, в котором актеры настолько убедительны, что появляется сомнение, а нужны ли слова, чтобы сказать о главном, а нужно ли кричать, чтобы быть услышанным. Трудно поверить, что почти все актеры, занятые в спектакле, не имеют хореографической базы. Все начиналось с азов.
Дмитрий Яндальцев, приглашенный артист театра имени Евгения Вахтангова: «Для меня это неожиданность, я абсолютно не танцующий актер. Не буду скромничать – огромная воля и желание участвовать в этой красивой, стильной, эстетично наполненной постановке».
Каждая эмоция отдается невидимой вибрацией в зале. Режиссер Анжелика Холина знала, на что шла. Говорит, слова порой не так точны, порой готовы солгать интонации. Танцевать может каждый, но не каждый знает об этом, уверена режиссер.
Анжелика Холина, режиссер: «Слова, они передают спектаклю некий быт. А здесь сливается музыка, дух человека, артиста. Эти образы, им, мне кажется, легче и интереснее играть. Именно в таком жанре любое произведение можно положить на этот язык, на танец. Просто надо это знать и чувствовать».
Эксперимент не поняли единицы, человек 15 покинули зал на первых минутах спектакля. Те, кто остались, признались в любви всей труппе, и даже открыли Толстого заново.
Валентина Дудаева, зритель: «Оригинально. Мы даже не ожидали, что это будет вот так. Все ждут, что актер выйдет на сцену, заговорит, запоет, но чтоб затанцевали – это уже интересно».
Красивая, стильная, лаконичная – так говорят о постановке Холиной критики. В оформлении музыки Альфреда Шнидке спектакль врезается в память. Вахтанговцы справились великолепно. Владикавказская публика, удивленная и покоренная, отблагодарила щедрыми овациями.
Театральный праздник во Владикавказе продлится до 12 сентября. В программе лучшие спектакли из репертуара Московского Вахтанговского театра. Показы проходят на сценах Академического русского и Осетинского театров.
Роза Камболова
