филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

08:00 суббота, 18 января 2025
14 января 2025, 15:54
Уникальные надгробные стелы сохранились в Дзуарикау

так называемые цырты устанавливали в горах в эпоху позднего средневековья и вплоть до начала 20 века

Сохранять память о предках – общая обязанность и задача народа. Могильник в селении Дзуарикау – объект культурного наследия федерального значения, где даже самый неприметный камень, может оказаться дороже золота. В этом убедился наш корреспондент.

Каменные исполины, хранящие в себе вековые истории. Эти уникальные стелы с элементами резьбы – надгробные памятники. По-осетински их называют цыртами. Их устанавливали в горах в эпоху позднего средневековья и вплоть до начала 20 века. Многие из них не сохранились.

Галина Керцева, кандидат исторических наук, археолог : «Цырты – это надгробные или поминальные памятники. Очень часто их ставят на месте смерти человека либо в качестве кенотафов, то есть там, где могил нет, но их ставят просто в память о человеке, который, скажем, погиб на фронте и тогда их объединяют в несколько цыртов. Но чаще это все таки погребальные памятники, которые ставят возле погребений, склепов».

Историки и археологи называют их антропоморфными стелами. Вертикальные человеческие фигуры передают обобщенный образ усопшего. Каменные изваяния делали из песчаника, сланца и известняка. На надгробиях – основная информация о покойном, также изображено все необходимое, что могло пригодиться ему в потустороннем мире.

Галина Керцева, кандидат исторических наук, археолог: «Здесь изображена голова умершего в виде розетки, затем некое утоньшение – это шея, идет плечевой пояс и здесь же изображены бараньи рога – это символ фарна. Дальше мы видим идут газыри, под газырями находятся кармашки, в которых есть часы, рог для пороха, пояс с саблей».

На надгробных камнях изображали также кресты или полумесяцы, определяя религию усопшего. Стоит отметить и то, что цырты обращены лицевой стороной к востоку. Подобные памятники в большом количестве встречаются не только по территории республики, но и по всему Северному Кавказу.

Галина Керцева, кандидат исторических наук, археолог: «Такие памятники, их называют чурты, встречаются в Чечне, в Ингушетии, более ранние даже в Дагестане. К западу от нас встречаются в Кабарде, называются сын таш, то есть камень умершего. Также такие памятники в Карачаево-Черкесии встречаются. Аналогичный памятник с изображением верхней части солярного символа и нижней части человека в Болгарии мне известен. Памятники у Крымских татар похожие встречаются. В Азербайджане, в Армении они одни из ранних, то есть они продолжают традиции Древнего Востока. Для них характерно изображение древо жизни и в Северной Осетии оно также подразумевается».

Предшествовали антропоморфным стелам небольшие каменные надгробия раннего средневековья. Изображений на них нет.

Галина Керцева, кандидат исторических наук, археолог: «Мы называем это аланским временем, аланы даже чуть позже, в шестом веке, проникают в горную зону. А местные жители, которые здесь остались, потомки Кобанской культуры, погребали и ставили такие памятники над могилами своих умерших».

Сохранять память о предках – общая обязанность и задача народа. Могильник в селении Дзуарикау – объект культурного наследия федерального значения, где даже самый неприметный камень, может оказаться дороже золота.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania