филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

01:54 воскресенье, 04 декабря 2022
24 августа 2022, 21:58
Ушел из жизни драматург, сценарист, журналист Владимир Гутнов

Человек многогранного таланта. На 81-м году после продолжительной болезни ушел из жизни драматург, сценарист, журналист Владимир Гутнов. Это по его сценариям снято около 20 документальных и художественных фильмов. Его первый и главный успех – нестареющая комедия «Сюрприз» режиссера Измаила Бурнацева, снятая Северо-Осетинской студией телевидения. Зрители ждали продолжения полюбившейся картины. Владимир Гутнов все же написал сценарий для второй части. Но был категорически против съемок, считая, что успех первой части уже не повторить.

В далеком 1975-м действительно сюрпризом для многих стал выход фильма Северо-Осетинской студии телевидения «Сюрприз». Он полюбился не только здесь, в Осетии, но и имел успех и на союзном уровне. С тех пор прошло почти полвека, но сюжетные линии остаются актуальными. Может и потому, что картина соединила жизненные и творческие линии талантливых людей — режиссера Измаила Бурнацева и сценариста Владимира Гутнова. Урузмаг Баскаев — второй режиссер ленты. Это была его первая совместная работа с Владимиром Гутновым, но уже тогда, говорит, понял уровень его мастерства.

Урузмаг Баскаев, заслуженный работник культуры РСО-А, старший корреспондент газеты «Растдзинад»: «Он по-настоящему был творческим человеком,  влюбленным в свою профессию «делать хорошее кино». Ведь в сценарии то, что важно в кино: одно дело сюжет, а еще и диалоги! В кино они очень важны. Просто даже одна реплика порой может стать классикой. И вот в этом смысле он очень здорово попадал, в точку попадал».

Емкие фразы в дополнение к узнаваемому сюжету. Владимир Гутнов, как говорят коллеги, никогда «не тянул на себя одеяло», был скромным, но действительно всегда точно попадал в цель.

Попадал в цель Владимир Гутнов не только в кино и театре, но и в человеческие сердца. Кинодокументалист, член Союза кинематографистов Индира Черджиева, вспоминая о своем коллеге, отметила, что на нее Владимир Хазмурзаевич всегда производил впечатление человека вдумчивого, желающего добраться до самой сути. Умный, интеллигентный, в каждом, кого встречал на своем пути, как будто хотел найти тоже что-то глубокое и оно проявлялось.

Индира Черджиева, кинодокументалист, член Союза кинематографистов России: «Было такое ощущение, когда ты с ним общался, что он пытается разглядеть больше, чем ты говоришь, больше, чем ты можешь сказать. Он пытался разглядеть суть.  Грустно, очень грустно… Я думаю, многое еще он мог бы сделать, во всяком случае, в отношении молодого поколения кинематографистов».

Своим личным открытием считает фильм «Возвращение Урузмага».

В кинокопилке Владимира Гутнова еще много картин – всего по  его сценариям было снято около 20 документальных и художественных фильмов. А также шесть пьес, поставленных на театральной сцене. Вместе с тем, несмотря на успех, он был очень лояльным и творчески пластичным – вспоминает Измаил Бурнацев. Многие люди из искусства ревностно относятся к результатам своего труда. Вместе с тем, Владимир Гутнов все же был готов отстаивать свои идеи, но легко воспринимал предложения, быстро импровизировал в меняющейся обстановке, и, что крайне важно, учитывал мнения не только режиссеров, но и актеров, с которыми работал.

Измаил Бурнацев, заслуженный работник культуры России, член Союза кинематографистов России: «Я помню, последнее общение у нас такое активное было, когда он снимал фильм «Тэли и Толи». Он как раз писал сценарий и мне звонил, говорил: я как раз дошел до одного момента – где им встречаться – с одной стороны пограничники грузинские у себя не разрешают, с другой – осетинские. И ему говорю: «Так спусти их вниз», он: «Куда?», я: «Под мост! Пусть там войдут в реку и там общаются, закусывают, выпивают, дружеское общение происходит». Он моментально бросил трубку, сказав, что сейчас начнет работать. Мы общались постоянно. К сожалению, в последнее время я звонил ему и на домашний телефон, и на сотовый постоянно. Но он не отвечал».

Теперь сложно представить, но знаменитой сцены взрыва дома в кинофильме «Сюрприз» могло и не быть. Это как раз предложение извне, обыгранное на ходу, но довольно удачно.