Режиссер постановки Павел Сафонов, а главную и единственную роль исполнил актер театра и кино, артист Григорий Антипенко
В Доме Вахтангова состоялась всероссийская премьера моноспектакля по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Режиссер постановки Павел Сафонов, а главную и единственную роль исполнил актер театра и кино, артист Григорий Антипенко. Осетинский зритель погрузился в атмосферу драматизма, глубокого одиночества и напряженной борьбы. С задачей передать истинную силу духа и стойкость человека, даже если все обстоятельства против тебя, вахтанговцы справились на отлично.
Во Владикавказе вечерело, свои огни гостеприимно зажег всеми любимый очаг культуры – Дом Вахтангова. Арт-кафе распахнуло свои двери для тех, кто пришел посмотреть премьеру моноспектакля Григория Антипенко по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Произведение для сольного исполнения на сцене интерпретировал режиссер-вахтанговец Павел Сафонов. Он признается, такая форма – самая ответственная.
Павел Сафонов режиссер моноспектакля: «Мне кажется это наивысшая сложность, возможно, одна из наивысших сложностей в театре, когда ничем не прикрытый актер, то есть маленькая сцена, в Доме Вахтангова она достаточно локальная, у нас тоже такой формат и в этом смысле очень условность и простота оформления, притом, что у нас художник Максим Обрезков, главный художник театра Вахтангова и Руслан Майоров художник по свету. Оформление есть, но оно очень простое. Камни, песок, вода, что может старика окружать на море».
Задача стояла непростая – рассмотреть великое произведение в его аскетичной манере. Минимум декораций и герой в потрепанной рыбацкой одежде погружали в атмосферу повести, которая в своё время получила Нобелевскую и Пулитцеровскую премии. Драматичность, которую закладывал Хемингуэй, автор постановки и исполнитель постарались сохранить.
Павел Сафонов, режиссер моноспектакля: «Эти час восемнадцать, час двадцать, сколько идет спектакль, Гриша один рассказывает историю, которая охватывает какой-то тематически если не весь земной шар с его проблемами, а по крайней мере человеческие запросы о смысле жизни, о том, что ценно, что хрупко, почему человек несчастлив, что такое удача. Мы стараемся через это провести зрителя».
С задачей рассмотреть произведение в аскетичной манере Григорий Антипенко, по словам режиссера, справился на «отлично». Автор постарался сделать так, чтобы зритель и тот, кто знаком, и тот, кто не знаком с тем самым кубинским рыбаком Сантьяго, был в напряжении в ожидании финала.
Почти три месяца Старик Сантьяго пытался поймать удачу. Отчаяние Григорий Антипенко показал отлично, зритель сопереживал вместе с ним. В очередной день рыбак вышел в море далеко, и, наконец, удача, на первый взгляд, улыбнулась старому моряку.
Та самая рыбина, которая клюнула на удочку Сантьяго, была явно не легкой добычей, долго старик пытался вытянуть её, но морской обитатель причинял лишь боль и страдания. Старик в исполнении Григория Антипенко отчаянно боролся, и зрителя погрузили в атмосферу счастливого финала, который, увы, оказался иллюзией…
Но рыба обхитрила Сантьяго и дальше продолжала изматывать старика. Тут уже как-будто и у самого вахтанговского артиста сдавали нервы.
Наконец, старику удалось ранить рыбу гарпуном, на сцене это действо было показано с надрывом.
На этом испытания не заканчивались. На сцене продолжалась баталия старика с рыбой и самим собой. Сантьяго уже относился к Марлину как к родственнику и искренне сожалел, что рыбу подрали акулы.
К утру Сантьяго вернулся в бухту, привез с собой лишь огромный обглоданный скелет. Актёр продолжал мастерски погружать зрителя в произведение.
О подготовке к моноспектаклю Григорий Антипенко рассказал уже после представления.
Григорий Антипенко, артист Театра им. Е. Вахтангова: «Ну вот ему удалось за 3 дня сделать инсценировку. Так обычно не удается никому. Это длительный процесс. Обсуждения, а что, а как, и так далее. Не было никаких обсуждений, никаких сомнений, Паша принес, буквально положил на стол. Дальше пошла конечно титаническая работа, потому что запихнуть себе в голову 32 страницы текста это не так-то просто. Паша очень интенсивно работал, каждый день что-то приносил, мы постоянно двигались. На самом деле для меня самая большая была задача – успеть вот в этот график. Работали и так до изнеможения, успевать все-таки за ним учить текст».
Зритель принял спектакль на отлично. Люди отмечали глубину текста и мастерство актера.
Эльвира Макоева: «Григорий Антипенко, я его знала больше по сериалам, фильмам, а как театрального артиста я первый раз его увидела, я просто потрясена, очень понравилось, просто потрясающе».
Людмила Доева: «Игра изумительная, настолько все глубоко наполняет, вдохновляет, восхищает! До слез! До мурашек! Глубина мысли донесена настолько четко, огромная благодарность».
Моноспектакль оставил в сердцах и душах зрителей яркий свет, и не только. Во Владикавказе остались и декорации. Многообещающе. Постановка может быть показана еще не раз.
