Такую сложную историю в своей короткометражке «Последнее лето» затеял показать первокурсник Академии искусств Игорь Васильев. За съемки взялась известная столичная частная видеостудия, а оператором выступил один из операторов нашумевшей картины «Выше неба» по сценарию Андрея Купрейчика Артем Якимов.
На день столичная гимназия стала площадкой для
реконструкции трагических событий. В небольшом уютном классе сидят дети и
тихонько жуют кексы с чаем.
– Мы сюда пришли за отработками – нам нужно летом
получить их в школе. И вот, попали в кино. Это очень здорово! Только сюжет не
знаем, сказали – что-то про теракт в школе, но толком не объяснили.
– Это история учительницы из Беслана. Вы что-то слышали о
теракте там в 2004 году?
Дети притихли и закивали.
– Конечно, все знают, – сказала одна из девочек. – Ну и
отлично, что у нас эта отработка – поможем такой фильм снять!
На самом деле, на площадке находились и настоящие
маленькие актеры – темненькие шестилетние ребята, которых за руку, смущаясь,
привела мама-мусульманка. Главную роль играет 6-летняя минчанка Лиза. Для
девочки это первые съемки в кино, она с интересом рассматривает хлопушку и
камеры и неохотно уходит со съемочной площадки.
– Мне сниматься очень нравится, – призналась нам девочка.
– Малышка была занята не меньше взрослых – проговаривала роль вместе со второй
главной героиней – учительницей, которую играет актриса Купаловского театра
Светлана Аникей, к тому же играет абсолютно бесплатно, просто чтобы помочь
молодому режиссеру.
– Я знаю, что фильм снимается на основе реальной истории
выжившей учительницы, – рассказывает актриса в перерывах между дублями. –
Познакомиться с ней не получилось, но перед съемками я много читала о Беслане.
Сценарий такой понятный, что додумывать ничего не пришлось.
На самом деле такую сложную историю в своей
короткометражке «Последнее лето» затеял показать первокурсник Академии искусств
Игорь Васильев. За съемки взялась известная столичная частная видеостудия, а
оператором выступил один из операторов нашумевшей картины «Выше неба» по
сценарию Андрея Купрейчика Артем Якимов. Финансирование фильма взяло на себя
Министерство культуры, однако в кулуарах ходят разговоры о заинтересованных в
ленте российских спонсорах, которые помогут продвижению работы в
стране-соседке.
Сюжет одновременно и простой, и очень сложный. Молодая
учительница каждый день переживает тот злополучный день 1 сентября 2004 года,
ей кажется, что все дети живы и первый урок – тот самый урок мира – пройдет
спокойно. Маленькая девочка Диана (ее и играет Лиза) в это время рассказывает,
как провела лето.
– Летом я ездила к бабушке в деревню, – рассказывает
малышка с большими бантами. – Мы много гуляли в лесу, где как-то увидели, как
змея кушает птенца, который упал из гнезда. И мне стало жалко его. Я хотела
помочь птенцу, но бабушка меня остановила.
– Почему?
– Бабушка сказала, что зло порождает зло.
В принципе, это единственные слова картины, а еще будет
взрыв и разрушенная комната, дети на мемориальной доске и пепел на волосах
учительницы.Конечно, дым и взрыв были бутафорскими, как и подожженные
волосы актрисы, но невольно хотелось побыстрее снять эту сцену.
Съемки проходили в 11-й минской гимназии, которую
выбрали, помимо прочего, за схожесть планировки с той самой бесланской школой.
Так что в жарский июньский день коридоры были украшены шариками и плакатами, на
втором этаже для планов приспособили коридор со скрипящим полом и несколько
классов – в одном из них развернулся летний ремонт так, что комната вполне
походила на разрушенное от взрыва помещение.
– Разве расскажешь в двух словах, почему я снимаю этот
фильм? – сначала отмахнулся молодой режиссер, но позже, уже после съемки,
объяснил. – Это мой курсовой проект, но не первая работа как режиссера. Я
учился во ВГИКе на актера, уже снялся в нескольких лентах, с которыми ездил на
фестивали. И так получилось, что на моем пути все время попадались люди,
которые были связаны связанны с темой терроризма, а в частности – трагедии в
Беслане: операторы, очевидцы. А однажды я познакомился с женщиной, которая
рассказала мне историю педагога, которая после трагедии замкнулась в своем мире
и жила по своему собственному сценарию жизни. На самом деле, я хотел поднять
самую важную, как мне кажется, проблему, когда под насилие попадают невинные
люди и их жизни рушатся. Снимать было очень тяжело, наверное, это связано с
тематикой работы. Я давно так не уставал, но впереди еще большая работа с
монтажем и звуком.
Ленту режиссер не собирается откладывать в долгий ящик и
представит на фестивалях уже в этом году.
|




