филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

03:00 четверг, 25 апреля 2024
31 января 2023, 22:07
В Осетинском театре готовятся к премьере «Короля Лира»

По режиссёрскому замыслу, всемирно известный сюжет разворачивается в лихие 90-е

В Осетинском театре готовятся к премьере. «Король Лир» спустя более чем 60 лет вновь порадует осетинских театралов. По режиссёрскому замыслу, всемирно известный сюжет разворачивается в лихие 90-е. Наша съемочная группа побывала не только за кулисами, но и посмотрела, как шьют костюмы и создают декорации.

Трагедия о мире, который ввергнут в хаос. Так народный артист республики Алан Албегов описывает постановку. Роль Короля Лира для него новый творческий вызов. Показать глубину переживаний, безумство героя и его сложный жизненный выбор. Алан Албегов вошел в плеяду актеров, прикоснувшихся к нетленной пьесе Шекспира.

Алан Албегов, Народный артист РСО-А: «Прикоснуться к этой великой трагедии Шекспира после Тхапсаева, Ватаева… Я понимаю, что каждое поколение должно сказать свое слово. И сегодня другое время, другие герои. Ставим спектакль не про возраст Лира, а про ситуацию, отношение общества к этому человеку. И его конфликт с этим обществом и дочерьми».

Многоликий Король Лир. Впервые шекспировские страсти на сцене Осетинского театра развернулись больше 60 лет назад. Тогда главную роль сыграл сам Владимир Тхапсаев. Именно его считают основоположником шекспировских традиций в осетинском театре. Позднее на те же подмостки вышел Бимболат Ватаев. Снова поставить Короля Лира решились не случайно. Выбор, продиктован временем. В разработке пьеса больше года. Познать Шекспира, донести свое видение, подобрать актерский состав.

Гиви Валиев, режиссер, художественный руководитель СОГАТ им. В.В. Тхаспсаева: «В этой пьесе мы поговорим о недалеком прошлом, о 90-х, когда некогда большая, сильная, любящая страна – это Советский Союз – пал. И мы постараемся поговорить через английскую пьесу».

Король Лир не только заговорил на осетинском, но и оказался в другой эпохе. Глубокие переживания сопряжены с тяжелыми событиями. Идеалы пали. Настало новое время.

И Король Лир старается поймать это новое веяние. Будучи 80-летним стариком ему предстоит распределить между тремя дочерьми свои владения. Хорошо знакомая сюжетная линия разворачивается в лихие девяностые.

Символичное для перестройки соло Лебединого озера, холод и разруха. Революционеры срывают знамена, рушат памятники. На этом фоне великая музыка Чайковского и тяжелый рок. Композитор Ольга Шайдуллина вдохновилась задумкой режиссера. Рассказывает, для нее важно через музыку передать трагизм событий. Говорит, мелодика осетинского языка словно сливается с музыкальной темой.

Ольга Шайдуллина, композитор: «Когда я слушаю язык и не понимаю дословно, то есть для меня есть определенный опыт новый, что я  текст воспринимаю как некий фонетический набор, как звукоряд какой-то и это тоже интересно. Так как я не слышу определение каждого слова. Я очень точно слышу интонации, с которыми они произносятся. Для меня это новый опыт. И он мне дорог».

Для Амины Агкацевой это уже вторая шекспировская постановка. Трогательная Джульетта, а теперь младшая из дочерей короля Корделия. Она также исполняет роль шута, который сопровождает отца на протяжении всей постановки. Помогает принять важные решения. Амина рушит и языковой барьер. Девушка только оттачивает правильное произношение на осетинском. Говорит, благодаря театру она стала лучше понимать родной язык.

Амина Агкацева, актриса: «Во-первых, я изначально читаю в русском варианте, изучаю текст, потом начинаю изучать в осетинском. Если какие-то слова непонятные, то мне их объясняют. Это постоянный поиск каких-то правильных вещей, чтобы донести новые мысли»».

Для полного перевоплощения героев специально для постановки в мастерской сшили костюмы. Строгие линии, широкий покрой, объем в плечах. Портные вдохновлялись образами 90-х. Создали несколько эскизов. Каждый костюм отражает не только образ, но и настроение героев. Здесь и яркое пальто одной из дочерей Лира, которая готова предать отца, и многоцветный костюм шута – показывающий всю многогранность персонажа. Яркие страстные цвета с одной стороны, темные и мрачные с другой. Символизм в каждом стежке.

Работа кипит и в столярном цехе. Для премьеры готовят объемные декорации. Так, на сцене уже несколько скульптур. Генеральная репетиция и у художников по свету. В самые драматичные моменты именно освещение создает последние штрихи в сценах. Каждая деталь, доступная глазу зрителя, рисует яркую картину шекспировской трагедии в смелом осетинском прочтении.

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania