филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

15:17 пятница, 03 мая 2024
06 октября 2017, 21:30
В Северной Осетии дефицит настройщиков фортепиано

В арсенале настройщика – десятки инструментов. Есть даже гигрометр – измеритель уровня влажности. На качество звучания может повлиять температура воздуха. Перед началом концерта специалисту может потребоваться около двух часов.

Фортепиано – инструмент капризный. А уж концертный рояль Bösendorfer и вовсе ценный экспонат – один из самых лучших в мире. В Осетии – единственный. Он совсем новый, привезли прямо из Вены. Австрийская фирма-производитель принадлежит компании «Ямаха-мьюзик». Алексей Шубин – ее представитель. Чтобы качественно настроить инструмент пришлось пригласить специалиста из Москвы. На всю республику всего

несколько настройщиков. И их катастрофически не хватает. 12-й фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой» – международное культурное событие, и звучание инструментов должно быть на уровне. Лариса Гергиева, художественный руководитель Северо-осетинского государственного театра оперы и балета: «У нас замечательный настройщик Юрий Хачаянц. Великий труженик, и он работает практически везде, где есть серьезный инструментарий. Но один человек не может это делать. Пользуясь случаем, хочу обратиться тожеко всем, от кого это зависит, если услышат меня. Нужно кому-то сесть и посмотреть, чего же нашей республике не хватает веками, годами, и, наверное, отправлять учиться».

Получить инструкции – еще не все, говорит Юрий Хачаянц, один из лучших специалистов в своем деле в республике. Местный настройщик с тридцатилетним стажем уверен, нужно постоянно учиться и повышать квалификацию. Специальных курсов в Осетии нет, а обучение в Санкт-Петербурге или Москве стоит больших денег.

Юрий Хачаянц, мастер по мелкому ремонту и настройке музыкальных инструментов: «Уже больше 30 лет этим занимаюсь, ну и интересуюсь до сих пор. К сожалению, как везде зарплата настройщика находится на минимальном уровне. А молодым, как известно, хочется все и сразу».

Сыграть «Концертный этюд» Ференца Листа в четыре руки – своеобразный тест на правильную настройку инструмента. Звучание должно быть синхронным. Это не всегда удается только потому, что один из инструментов часто звучит не совсем чисто. В республиканском лицее искусств подтверждают – настройщиков катастрофически не хватает. Специалист, с которым работают в учебном заведении, не успевает справиться со всеми инструментами.

Людмила Малиева, заведующая музыкальным отделением Республиканского лицея искусств: «Многие дети, у которых хороший слух, садятся за инструмент и если что-то не так, они по ним сразу видно, что они это чувствуют: могут дернуться, остановиться. На меня смотрят, и я говорю: «ну ничего, клавиша расстроилась, потом подправим». Но это очень мешает».

Настройщик говорит: инструменты, как бы за ними ни ухаживали, все же стареют. Большинство из тех, что стоят в музыкальных учреждения, давно пора списать.

Андрей Жовтенко, настройщик народных инструментов и фортепиано Республиканского лицея искусств: «Я не видел, чтобы в лицее получали новые

инструменты. И не только тут, но и в колледже искусств. И только Валерий Гергиев привез туда новый рояль».

Но продлить жизнь инструментов все же можно. Правильная и своевременная настройка не даст постареть им раньше времни.

Юлия Филатова

vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania