Североосетинский кинематограф за более чем полувековую историю собрал золотую коллекцию не только для республики и Северного Кавказа, но достойно вписался в кинолетопись страны
Сегодня во всем мире отмечают День кино. Североосетинский кинематограф за более чем полувековую историю собрал золотую коллекцию не только для республики и Северного Кавказа, но достойно вписался в кинолетопись страны. Молодые авторы продолжают дело, начатое когда-то мэтрами, которые стояли у истоков.
Североосетинский кинематограф зародился в далеком 1967 году. Республиканская студия телевидения в течение нескольких десятилетий была базой для производства картин всего Северного Кавказа. Оператор Султан Цориев один из тех, кто стоял у истоков кинопроизводства в республике. Все связанное с этим искусством он бережно хранит в памяти.
Султан Цориев, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры России: «Это был в хорошем смысле ностальгический период, когда мы были молоды, фонтаном энергия бурлила. Мы дружно жили и работали. Видели перспективу, ожидали светлого будущего, которое действительно потом наступило. Потом развернулся кинематографический процесс на телевидении в масштабах всего Советского Союза. Это был прецедент, когда в автономной республике снимали полнометражные, хорошие художественные фильмы, не говоря уже о документалистике».
Настоящие шедевры телевизионного кино снимали режиссер Рафаэль Гаспарянц и оператор Михаил Немысский. Они были легендами северокавказского кино. Наших коллег не стало в прошлом году.
Во Владикавказе есть историческое здание Дома кино. В России таких всего 5. Владикавказский Дом кино входит в список объектов культурного наследия.
В республике было снято множество кинокартин, составляющих золотой кинофонд России. Потерять это бесценное наследие непростительно, поэтому сегодня ведется активная работа по оцифровке кассетных материалов.
Ирина Бегизова, шеф-редактор телекинофонда, режиссер: «Безусловно, если бы у нас был сканер, который позволяет оцифровывать пленку в полном объеме, даже с требованиями 4К, мы бы нашу киноколлекцию в лучшем виде сохранили бы для последующих поколений. А нужно ли говорить о том, что это запечатленная история? Это наши предки. Это наши корни. Это то, о чем мы любим говорить с больших и малых экранов».
Киноколлекция фильмов прошлых лет не теряет своей актуальности и по сей день. До мелочей продуманный сценарий, операторские работы в самых сложных условиях и узнаваемых дух того времени до сих пор вдохновляют ценителей качественного кино. Заур Соскиев один из них. Североосетинский продюсер старается развивать современный кинематограф в республике. Широкий охват и большую популярность получила одна из его картин – документальный фильм «Хип-Хоп Осетия». Над фильмом он работал вместе с режиссером Асаном Томаевым.
Заур Соскиев, продюсер: «Я очень люблю фильм «Сюрприз «. Сценарист – Владимир Гутнов. Эта история и смешная, и вдохновляющая. В ней очень много Осетии. Картина «Семейная драма» – тоже великолепная комедия, которую сколько бы раз я не смотрел, он кажется смешным и забавным. Он очень драматичный. В этой картине понятно, что наше прошлое поколение кинематографистов в Осетии отлично знало, что такое сценарий и режиссура».
Вместе с Зауром и его командой работает и Ангелина Битарова. Девушка в строках изливает душу. На бумаге воплощает творческие задумки в жизнь. Сценарием она занимается с 2012 года. За ее плечами участие в многочисленных всероссийских конкурсах и международных кинофестивалях.
Ангелина Битарова, режиссер, сценарист: «У меня сценариев немало, но, к сожалению, многие из них были написаны под заказ, но до финансирования не дошли. Я не могу их даже выставить на суд читателей, чтобы просто услышать мнение. А так у меня есть какие-то работы, которые в свободном доступе лежат. Очень хочу, чтобы меня читали. Просто читали и узнавали мои мысли. Поэтому я сейчас работаю над тем, чтобы продвинуться чуть дальше и суметь донести, рассказать им то, что я хочу рассказать зрителю».
В прошлом году Ангелина стала членом гильдии кинорежиссеров. Этот статус открыл для нее множество перспектив. В феврале Ангелина будет снимать документальный фильм про конный театр «Нарты». Помогать ей в создании киноленты будет Дом кино. Совместная деятельность двух поколений кинематографистов важная ступень в развитии кинопроизводства. Ведь будущее без прошлого просто невозможно.




