18 января 2016, 20:34
В Северной Осетии с сентября текущего года появятся стандарты инклюзивного образования
Согласно новым правилам, дети с особенностями развития будут учиться в общеобразовательных школах. Сейчас готовится техническая и кадровая база – для особых детей необходимы особенные условия обучения. Причем, не только технические. Меняться должен сам процесс уроков. Переход должен быть плавным, от системы образования не ждут мгновенного введения новых стандартов.
В Северной Осетии с сентября этого года, как и в других регионах страны, появятся стандарты для инклюзивного образования. Согласно новым правилам, дети с особенностями развития будут учиться в общеобразовательных школах. Сейчас готовится техническая и кадровая база – для особых детей необходимы особенные условия обучения. Причем, не только технические. Меняться должен сам процесс уроков. Переход должен быть плавным, от системы образования не ждут мгновенного введения новых стандартов.
Ребята только готовятся к обучению в обычных классах вместе с остальными детьми. Сейчас они привыкают к школьной обстановке, учатся работать с преподавателем. Именно так, маленькими шагами, внедряется инклюзивное образование. Во владикавказской школе-интернате обучаются ребята с двигательными нарушениями. Таких, особенных детей здесь 36. В классе обязательно два педагога – воспитатель и предметник. Такая адаптация проходит год, и только после этого ребята начинают ходить в первый класс. Программу инклюзивного образования здесь начали 8 лет назад.
Луиза Кайтова, заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната, г. Владикавказ: «Эти дети влились в общеобразовательные классы. На сегодняшний день, как благодарны родители детей с особыми возможностями здоровья, так и родители здоровых детей. Потому что они замечают, что дети становятся добрее, дети становятся внимательнее друг к другу».
А вот в 1-й школе программа инклюзивного образования реализуется всего год. Здесь уже есть один совместный класс, где обучаются три ребенка с нарушениями аутистического спектра. Ева Колиева – одна из особенных детей. При этом у девочки самая высокая успеваемость в классе. Сложнее для нее было найти друзей в новом коллективе.
Оксана Макеева, мама Евы Колиевой: «Дети сперва оглядывались, потому что им было непривычно. Наши дети, они немного по-другому себя выражают. Если сказать они не могут, что человек им просто понравился, они хотят дружить, могут просто крепко обнять, дети пугаются, но буквально недели через две это просто ушло, и общение идет здоровое».
Когда только пришли в школу, рассказывает мама Оксана, в классе с остальными детьми Ева могла находиться всего несколько минут. Сейчас девочка выдерживает два урока подряд и после перерыва снова продолжает обучение.
Отдыхают дети в специальном помещении. Ребенку с аутизмом очень сложно несколько часов подряд участвовать в процессе обучения, поэтому здесь, вместе с педагогом-психологом, дети получают разгрузку.
Работа с каждым ведется по индивидуальной программе, говорят педагоги. Для этого необходимы материальные условия: доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой, даже отдельное место, где ребенок с особенностями развития может уединиться. Это только часть требований федеральных государственных образовательных стандартов. Они начнут действовать уже в сентябре этого года.
Алена Рамонова, руководитель республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования при Министерстве образования и науки РСО-Алания: «В стандарте прописаны все необходимые материально-технические, педагогические требования, дополнительное образование. Все, что касается самой программы, все необходимые условия для обучения различных детей, с различными особенностями».
База для инклюзивного образования – программа «Доступная среда». Сейчас она применяется в 20 образовательных учреждениях республики, где, в общей сложности, обучается 143 ребенка с особыми возможностями здоровья.
Ирина Гугкаева
Ребята только готовятся к обучению в обычных классах вместе с остальными детьми. Сейчас они привыкают к школьной обстановке, учатся работать с преподавателем. Именно так, маленькими шагами, внедряется инклюзивное образование. Во владикавказской школе-интернате обучаются ребята с двигательными нарушениями. Таких, особенных детей здесь 36. В классе обязательно два педагога – воспитатель и предметник. Такая адаптация проходит год, и только после этого ребята начинают ходить в первый класс. Программу инклюзивного образования здесь начали 8 лет назад.
Луиза Кайтова, заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната, г. Владикавказ: «Эти дети влились в общеобразовательные классы. На сегодняшний день, как благодарны родители детей с особыми возможностями здоровья, так и родители здоровых детей. Потому что они замечают, что дети становятся добрее, дети становятся внимательнее друг к другу».
А вот в 1-й школе программа инклюзивного образования реализуется всего год. Здесь уже есть один совместный класс, где обучаются три ребенка с нарушениями аутистического спектра. Ева Колиева – одна из особенных детей. При этом у девочки самая высокая успеваемость в классе. Сложнее для нее было найти друзей в новом коллективе.
Оксана Макеева, мама Евы Колиевой: «Дети сперва оглядывались, потому что им было непривычно. Наши дети, они немного по-другому себя выражают. Если сказать они не могут, что человек им просто понравился, они хотят дружить, могут просто крепко обнять, дети пугаются, но буквально недели через две это просто ушло, и общение идет здоровое».
Когда только пришли в школу, рассказывает мама Оксана, в классе с остальными детьми Ева могла находиться всего несколько минут. Сейчас девочка выдерживает два урока подряд и после перерыва снова продолжает обучение.
Отдыхают дети в специальном помещении. Ребенку с аутизмом очень сложно несколько часов подряд участвовать в процессе обучения, поэтому здесь, вместе с педагогом-психологом, дети получают разгрузку.
Работа с каждым ведется по индивидуальной программе, говорят педагоги. Для этого необходимы материальные условия: доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой, даже отдельное место, где ребенок с особенностями развития может уединиться. Это только часть требований федеральных государственных образовательных стандартов. Они начнут действовать уже в сентябре этого года.
Алена Рамонова, руководитель республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования при Министерстве образования и науки РСО-Алания: «В стандарте прописаны все необходимые материально-технические, педагогические требования, дополнительное образование. Все, что касается самой программы, все необходимые условия для обучения различных детей, с различными особенностями».
База для инклюзивного образования – программа «Доступная среда». Сейчас она применяется в 20 образовательных учреждениях республики, где, в общей сложности, обучается 143 ребенка с особыми возможностями здоровья.
Ирина Гугкаева




