Работы велись в течение полутора лет
Ее еще не открыли, но одно лишь упоминание о ней приносит радость. Строительство трассы Хурикау – Малгобек – Моздок завершено, сейчас идут отделочные работы. Освещение на отдельных участках будет работать на солнечных батареях. Люди уверены, по новой транспортной артерии жизнь потечет по-другому.
542-й с половиной километр федеральной трассы «Кавказ». Отсюда у селения Зильги начинается новая дорога – заканчивается у селения Сухотского в Моздокском районе.
Местные жители обновлению рады. Валерий Засеев говорит, теперь не придется подолгу добираться до Владикавказа. Время в пути от столицы Северной Осетии до Моздока сократилось примерно на час. А еще к своим родственникам в село Старый Батако можно будет ездить чаще.
Валерий Засеев, житель г. Моздок: «Открытие данной дороги очень важно. И никак не назвать ее иначе, кроме как дорогой жизни. Потому что все прекрасно знают, что у нас есть Северо-Кавказский Бесланский центр медицинский, и данная дорога будет сокращать как минимум километров 40-45, поэтому она была необходима. Автодорога Моздок – Владикавказ через Старый Батако – исторически важна, потому что, как всем известно, его уроженцем был Исса Плиев, дважды герой Советского Союза, Герой Монголии, кроме того данный населенный пункт для меня важен тем, что в нем проживают мои две родные тети, и у меня сократилось время прибытия к ним в гости».
Из стокилометровой трассы от Владикавказа до Моздока дорожники реконструировали участок протяженностью почти 58 километров. Эта дорога третьей категории с капитальным асфальтобетонным покрытием. Здесь две полосы движения шириной по 3,5 метра.
Дорога будет иметь и межрегиональное значение – отмечают в комитете дорожного хозяйства – кроме сокращения транспортно-экономических затрат она должна обеспечить выход от транспортных артерий восточной части Северного Кавказа и России к ведущей в Закавказье Военно-Грузинской дороге.
Николай Песьяков, пресс-секретарь Комитета дорожного хозяйства РСО-А: «Есть надежда, что эта дорога станет на определенном участке дублером федеральной трассы «Кавказ». И машины, которые будут идти в восточном направлении с перевалов, из Закавказья смогут уходить по этой дороге, сокращая тем самым путь, улучшая экономику движения транспортного».
Сегодня на дороге уже построены все искусственные сооружения – три моста, подпорные стены. Укреплены и склоны над дорогой – это защитит её от оползней и селей. На опасных участках установили силовое барьерное ограждение, вдоль дорожного полотна уложены водоотводные лотки. Это тоже призвано повысить уровень безопасности движения.
Это все удалось сделать всего за полтора года. Остались только мелкиедетали.
Олег Яровой, глава АМС Моздокского района: «Практически уже транспорт почти в полном трафике движется по этой дороге. Есть небольшие недоделки, которые связаны с обочинами. Но они практически не мешают движению по сегодняшней магистрали. То есть дорога на 100% готова к эксплуатации. Колоссальный объем работы был выполнен. Огромное количество земельных работ. Ущелья были расширены, хребты расширены – и надо отдать должное подрядчикам, которые уложились в этот короткий срок, причем с достойным качеством».
Задействовали и современные технологические решения. Яркий пример – пешеходный переход на автобусной остановке Старого Батако – он оборудован альтернативными источниками энергии – солнечными батареями. Днем они накапливают энергию, которая преобразуется в электричество – аккумулятор заряжается, а ночью освещает переходы. Сейчас с комитетом дорожного хозяйства обсуждается также возможность оборудовать трассу линиями освещения.