Пока, заверяют в республиканском минобре, новый стандарт проходит в качестве эксперимента. При этом уже сегодня мнения и учителей, и родителей, да и самих детей разделились. Одни считают, что чем больше знаний, тем – лучше. Другие уверены: большинство школьников такой объем информации попросту не потянет.
В 7-й Владикавказской школе на такой эксперимент решились 20 лет назад. До сих пор вместе с основным английским ребята тут изучали и французский. Теперь вот вместе с родителями педагоги решили: в качестве дополнительного введут немецкий язык.
Татьяна Конаева, директор школы №7 г. Владикавказ: «Там, где есть уже хорошая языковая основа, второй язык – не проблема, а он нужен, это однозначно».
Дополнительный иностранный в 7-й школе начинают изучать с 8-го класса. И обучение проходит два года. Для школьников это не обуза. Понимают, что будет нелегко, но на эксперимент пойти готовы. Родители тоже не против.
Течиева Лана, учащаяся школы №7 г. Владикавказ: «Мало того, что мы изучаем английский язык, еще и немецкий. Путешествуя, мы сможем спокойно разговаривать с местными жителями».
Исмель Шаов, родитель: «В дореволюционных гимназиях дети изучали английский, французский, немецкий, латынь. И это о чем-то говорит. И никто не считал – бедные дети, перегружаются».
А вот в 47-й школе введение второго иностранного языка в качестве обязательного к изучению восприняли с опаской. Боятся, что в погоне за количеством, потеряют качество образования. И если талантливые дети смогут справиться с такой нагрузкой и получить знания, ребятам с меньшей успеваемостью придется сложнее. А таких детей в каждом классе по статистике около 80%.
Роберт Плиев, директор школы №47 г. Владикавказ: «Те, кто недостаточно подготовлен, или в какой-то степени запущен в образовательном процессе, с трудом осваивает и один иностранный язык. Я уже не говорю о том, что и родной язык трудно усваивают, и основные образовательные предметы, а тут еще и второй иностранный язык».
Второй иностранный дети будут изучать два или три часа в неделю. Учебный план необходимо корректировать, объясняют в Минобразовании. Перегружать детей не собираются, будут укладываться в нормы, которые диктует Рособрнадзор. Родители же говорят: несмотря на цифры и расчеты, у детей школа занимает большую часть дня.
Оксана Медведева, родительница: «Приходим домой в три часа, то есть хотелось бы, чтобы хотя бы полчасика отдохнул, пока он поел, пока переоделся, а это часа полтора как минимум. А еще и уроки сделать, тоже хотелось бы, чтобы не поздно, чтобы дети особо не уставали, чтобы лег вовремя спать. И даже не знаем, как угадать, как найти золотую середину, чтобы дети и не уставали, и получили максимум знаний».
Пока второй иностранный вводится в качестве эксперимента и в нем участвуют порядка 20 школ республики. Но уже через пять лет он станет обязательным во всех образовательных учреждениях. Дети начнут изучать его с 5-го класса. А это еще один момент, который волнует родителей.
Наталья Рогозина, родительница: «Во-первых, ребенку нужно перестроиться, с переходом из начальной школы, в среднюю школу, новые преподаватели, уже будет не один преподаватель, а несколько. Новые предметы, нужно перестроиться на получение нового объема знаний. А если еще и второй иностранный язык – думаю, что будет паника».
Введение второго иностранного языка предполагается поэтапно, объясняют в министерстве образования и науки. Для начала необходимо внести изменения в учебный план, подготовить учителей и обеспечить школы учебниками.
Алан Огоев, врио министра образования и науки РСО-Алания: «Для нас самое главное – это качество образовательного процесса, лучше знать хорошо один язык, нежели два никак. Поэтому нельзя забывать о том, что существуют субъекты РФ, где реализуется национальный компонент. Республика имеет учебный план, в котором предусмотрено изучение осетинского языка до пяти часов. Принятие решения об изучении второго иностранного языка не будет в ущерб национальному компоненту».
Смогут ли осилить такую нагрузку дети – основной вопрос, который сейчас волнует и родителей, и педагогов. В министерстве образования и науки призывают не паниковать раньше времени и дождаться результатов эксперимента. Объясняют: исполнение федерального государственного стандарта обязательно для всех школ России. Но перед тем, как дети приступят к изучению второго иностранного, будет проделана большая работа.
Специалисты проанализируют результаты эксперимента. Затем минобру предстоит подготовить учителей, учебники, выстроить расписание. Только после этого, говорят в ведомстве, можно будет говорить о полномасштабном внедрении часов для второго иностранного языка.
Ирина Гугкаева