В скором времени он начнет работать в полном объеме
Реконструкция старинного фонтана в центральном парке имени Коста Хетагурова подходит к концу. Бетонная скульптура 30-х годов, которая так полюбилась горожанам, не выдержала натиска времени. Она находилась в полуразрушенном состоянии несколько лет. После реконструкции парка было принято решение восстановить фонтан.
«Обнаженная Маха» или «Нимфа» – так называют эту скульптуру горожане. Бетонная девушка в легких одеждах появилась в начале 30х годов на месте трека Ерофеевского парка. Несколько лет назад скульптуру разрушили, но работники своими силами решили фонтан восстановить.
Вячеслав Габуев, заведующий ЦПКиО им. К.Хетагурова: «Как видите, восстанавливаем чашу, саму скульптуру, она была разбита, думаю, скоро запустим, и наши отдыхающие, которых очень много в парке последнее время, будут радоваться красоте этого фонтана. Сейчас она почти готова, остались такие работы, как покраска, надо грамотно покрасить ее такими красками, чтоб на открытом воздухе под дождем, под снегом выдержало, наши специалисты знают, как это делает, в ближайшее время сделаем».
30-е годы стали временем, когда городская скульптура появилась во Владикавказе как явление. До этого в городе был лишь один памятник – Архипу Осипову. Сюжеты из жизни обычных людей и романтических героев выполнялись из бетона. Вплетались сюда и национальные мотивы – например, сказитель раскрывает тайны прошлого советским детям, или горянка поит водой козленка. Она, изначально, была частью фонтана – его сохранить не удалось. А вот девушка уцеледа.
Феликс Киреев, историк: «Бетонные – немножко недолговечные. Постепенно, к 60-70 годам приходили в упадок, постепенно они были утрачены, очень много их было, рабочий, например, в других местах заменили. В парке Жуковского в фонтане был мальчик с рыбой большой, тоже его нет. Это нужно, это интересно, украшают само место и их надо ставить. Но сейчас за последние несколько лет ставят: городовой, нардисты – это оно и есть, городская скульптура, которая какой-то сюжет из жизни демонстрирует».
Множество городских скульптур было утрачено. Атлеты – каменные олицетворения лозунга «быстрее, сильнее, выше» – располагались во многих уголках города. Но стать сильнее неумолимого времени не смогли.
Первый фонтан Владикавказа для своего времени был уникальным сооружением. Изначально цапли на верхушке не было – вода куполом лилась из лилии. Некоторое время здесь располагалась та самая горянка, потом фонтан вернули на место. Но, конечно, не в первоначальном виде.
Феликс Киреев, историк: «В 30-х годах появилась цапля, известный изобретатель Афанасий Гассиев ее придумал, под напором воды цапля крутилась, интересный эффект был. А уже в 60-х годах почему-то полностью заменили весь памятник, тот прежний разобрали, но он не похожий получился, какая-то пародия на бывший фонтан. Есть много фотографий как он стоял, какие там элементы были – это можно легко восстановить».
Отремонтированный Центральный парк стал местом притяжения и для туристов. Особое внимание они обращают на скульптуры в национальном стиле – например, Афсати.
Станислав Храмов /г. Саров/ , турист : «Здесь идут ремонтно-восстановительные работы, но, несмотря на это, все чисто, убрано, следят. Сказать чего не хватает сложно – есть фонтаны, лавочки, люди могут передохнуть, может быть какой-то интересный памятник, скульптуру… Уастырджи. Его необходимо установить в виде каменной скульптуры, чтобы дети пришли из дома, увидели, и понимали – что это».
Мальчик с трубой, о судьбе которого переживали горожане, в парк вернулся. На новом месте, в другой чаше, но спустя 90 лет малыш продолжает играть на своей трубе. А нимфа, напоминающая «Обнаженную Маху» Франсиско Гойа, словно уже ждет своего ценителя и вот-вот засияет новыми красками. Хорошее начало положено.