Все вопросы на контроле у администрации города, там обещают задачи решать поэтапно
Трамвай – своеобразная визитная карточка Владикавказа и один из любимых видов транспорта горожан. На улицах нашего города он появился больше века назад, но в настоящее время у предприятия «Владтрамвай» немало проблем. С прошлого года по улицам столицы республики курсируют новые трамваи. Вагоны отвечают всем требованиям безопасности, а еще они современные, комфортные и технологичные. Но… из 28 новых трамваев на линию вышли только 15, а некоторые трамвайные маршруты временно не обслуживаются. Почему? Расскажет корреспондент ГТРК «Алания».
Выехать на маршрут вагоны должны в пять утра, еще до рассвета. Это время, когда туман еще окутывает Владикавказ. Первые лучи солнца и стук трамвайных колес не нарушают, а наоборот дополняют эту идиллию, признается Заира Самаева. Целых 17 лет она водитель общественного транспорта с более чем вековой историей. Сигнальный жилет, права и перчатки всегда при ней. Все движения отработаны до автоматизма. Заира говорит: это дело требует внимания, хорошей реакции и, конечно же, любви к своей профессии. Работа в выходной только в радость, но нехватка водителей ощущается. Иногда смена длится целых 12 часов.
Заира Самаева, водитель трамвая МУП «ВладТрамвай»: «На остановках бывает очень много людей. Школьники, рабочие, все ждут всегда нас. И я считаю, что это востребованный вид транспорта».
28 новых трамваев, из них на линии всего 15. Нехватка кадров – проблема не новая. Муниципальное предприятие открыло набор на обучение сотрудников. Полгода теории, затем на практике отрабатывают целых 100 часов с наставником. Обучение оплачивается. Это своего рода «стипендия» в размере минимальной зарплаты. Созданы все необходимые условия для обучения новых водителей трамваев. Предусмотрено и общежитие, чтобы иногородним машинистам было удобнее добираться до места учебы.
Альбина Калманова, ученица: «Совершенно случайно села один раз в трамвай. Причем не часто езжу в трамвае, скажем так, и поехала и посмотрела, увидела там объявление. Было все четко показано, все четко ясно написано, что и стипендия оплачивается и курсы будут. На самом деле очень интересно. Всем советую пойти, потому что это стоит таких эмоций, которые мы сейчас испытываем».
До выпуска на линию каждый новый трамвай прошел техническую обкатку в 50 километров. Их диагностировали специалисты.
Вагоны оснащены кондиционерами, отоплением, видеонаблюдением, телевизорами, USB-зарядками для телефонов и ремнями безопасности. Они также отвечают всем условиям программы «Доступная среда» для слабослышащих людей и пассажиров с инвалидностью. Трамваи остаются одной из визитных карточек города
Трамваи новые – проблемы старые. Подстанции, контактные сети и трамвайные пути – все нуждается в срочном ремонте. Многие линейные автоматы уже вышли из строя, например, на участке ОЗАТЭ. Именно, поэтому вагоны пока не курсируют в этом направлении. Новое оборудование стоит около 12 миллионов рублей. Таких средств на его приобретение пока нет.
Алан Бдайциев, директор МУП «ВладТрамвай»: «Не работает линейный автомат и второй надо приобрести. Линейный автомат это что… Вот до этого у нас что произошло, когда контактный провод оборвался, в трамвае произошло замыкание и загорелся трамвай. При обрыве контактного провода должен сработать автомат, а на этой подстанции у нас он не работает и надо еще дополнительный, потому что туда надо еще кабеля вести. И поэтому было решение принято с администрацией временно закрыть этот участок дороги, потому что при обрыве контактного провода ток не отключается и могут люди пострадать».
Работ по замене рельсов ждали почти 60 лет. В прошлом году удалось заменить десятки километров трамвайных путей. Материалы качественные, рассчитаны на длительный срок службы. Многие проблемные участки, такие как проспект Коста, улицы Гаппо Баева, Маркова и Чапаева были восстановлены. Трамваи курсируют без проблем. Но сложные участки остаются. Например, на улице Николаева рельсы практически полностью изношены.
Зураб Дзоблаев, заместитель главы АМС г. Владикавказа: «Что касается инфраструктуры, достаточно сложный вопрос, необходимо ремонтировать тяговые подстанции, контактные сети в не очень хорошем состоянии. Из 59 километров путей на сегодняшний день капитально отремонтированы 19 – это порядка 30% получается. Эту работу мы также продолжим. Что касается тяговых подстанций, на сегодняшний день в рамках консолидации всего энергохозяйства республики тяговые подстанции переданы в республиканскую собственность. В республиканское предприятие «Алания Электросеть» и в рамках своей инвестиционной программы займется их ремонтом».
Решение всех трамвайных проблем дело не одного года. По словам директора Алана Бдайциева, в первую очередь внимания требуют восемь подстанций. Без них работа остановится. На карте хватает и аварийных участков контактной сети. Все это на контроле у администрации Владикавказа. Там обещают: задачи будут решать поэтапно.