Трамвайная система республики – одна из старейших в России
118 лет назад из владикавказского депо выехал первый трамвай. Кстати, в республике трамвайная система одна из старейших в России. В 1902 году в столицу Северной Осетии специально прибыли бельгийские и немецкие мастера. Они собрали трамвай и уложили пути на Ольгинском, а ныне Чугунном мосту через Терек. Торжественный запуск состоялся в 1904-м. Регулярное пассажирское движение предусмотрели по трем линиям. С тех пор многое изменилось, но главное – любимый горожанами транспорт удалось сохранить, в то время как многие другие города от него отказались.
За 118 лет существования городское трамвайное депо пережило немало потрясений. Владикавказские трамваи укрывались здесь под сводчатыми потолками во времена Гражданской войны, возвращались сюда из-под самолетных обстрелов в Великую Отечественную. Депо переходило в руки частника и возвращалось в собственность города. За более чем век трамваи стали важным городским атрибутом.
В августе 1904 года на улице Владикавказа появился первый электрический трамвай. Весь доход от продажи билетов как в этот день, так и на следующий, был направлен в пользу чинов действующей армии и флота на Дальнем Востоке. Цена за проезд составляла 5 копеек – как килограмм ржаного хлеба или 200 граммов мяса – по тем временам недешево.
В начале прошлого века на городских улицах было 12 трамваев – открытых и закрытых. Сейчас их в два раза больше. В историческом депо занимаются крупным ремонтом с подъемом вагонов, заменой узловых агрегатов.
Олег Остапчук, главный инженер МУП «Владтрамвай»: «Трудности одни и те же – нехватка бюджета, мы же бюджетное предприятие. Последнее время идет обновление дорожного полотна, рельсы меняем, в СМИ прошла информация, что будет поставка вагонов. За последние шесть лет мы своими силами отреставрировали, можно сказать. 14 вагонов, покрасили, более-менее привели в божеский вид, а остальные ветшают, в ненадлежащем уже виде, а по техсостоянию они все исправны».
Построенное в начале 20 века депо верой и правдой служит до сих пор. Однако его состояние опасений не вызывать не может. Прогнившая кровля уже давно исчерпала свой ресурс – сложно представить, что происходит тут во время дождя. Некогда мощное оборудование устарело. Ремонт, это очевидно, необходим, и в ближайшее время. В результате оптимизации из более чем тысячи сотрудников предприятия осталось порядка 220 человек. Работают, можно сказать, на энтузиазме.
Олег Остапчук, главный инженер МУП «Владтрамвай»: «Люди работали и работают за идею. Люди работают для людей. Трамвай – это такой транспорт, где ездят бабушки, дедушки, пенсионеры. Потом трамвай был средством сообщения для таких предприятий, как «Электроцинк», ОЗАТЭ, много военных заводов было, под это все этот вид транспорта и развивался. Как говорится, чужие здесь не ходят, здесь свой коллектив уже, костяк этот и работает, за счет этого еще держится».
Работы по замене рельсов сейчас ведутся на двух участках – на проспекте Коста и на ул.Чермена Баева. Ремонта здесь не было в течение 60 лет, новые полтора километра путей позволят забыть о проблемах минимум на 30 лет. Работы планируется завершить к концу августа.
Чермен Гобеев, начальник отдела дорожного строительства управления транспорта и дорожного строительства АМС г. Владикавказа: «Следующий участок, который также очень нуждается в ремонте, это от улицы Маркова по Чапаева, по Камалова и дальше до Иристонской, до депо. Для уточнения данных надо разрабатывать проект, но мы примерно посчитали – 4 км».
В 90-х годах в России было 70 городов с трамваями, к середине двухтысячных восемь из них отказались от проверенного временем транспорта. Владикавказу удалось сохранить любимую горожанами особенность. 118 лет – еще не предел.