Первый вагон на улицах столицы республики был запущен 6 августа 1904 года
Не просто средство передвижения, а один из символов города… Владикавказскому трамваю – 120 лет! Первый вагон на улицах столицы республики был запущен 6 августа 1904 года. За более чем вековое существование трамвай переживал разные времена: это и годы Гражданской, Великой Отечественной войны, переход в частные руки, возвращение в собственность города… Но всегда оставался верным помощником и другом горожан, а также поводом для восхищения туристов. Сегодня этот вид транспорта не просто продолжает существовать, но и динамично развивается. Наш корреспондент Кристина Бедоева из первых уст услышала историю становления трамвайного парка города. Ее бабушка Лидия Хадикова большую часть жизни посвятила работе в трамвайно-троллейбусном депо.
Удивленные глаза, а из уст звучит одна и та же фраза: «Даже во сне такого у нас не было». С водительским креслом ветерану трамвайного движения Лидии Хадиковой пришлось попрощаться еще двадцать лет назад. В современном вагоне она впервые. Говорит, изменилось буквально все. В начале ее трудового пути трамваи были деревянными, двери приходилось закрывать самостоятельно, а зимой еще греть окна.
Лидия Хадикова, ветеран Трамвайно-троллейбусного управления: «Уже нельзя было увидеть ничего, они замерзшие, особенно утром, когда придешь, ужас, и кабину помыть надо, и убрать надо, и проверить все надо в салоне, мы доставали соль и вытирали лобовое стекло, только тогда могли поехать хорошо».
Целых тридцать пять лет в профессии… Они пролетели как один миг и уже навсегда остались в ее истории. Сейчас о своих трамвайных буднях Лидия Хадикова говорит с большим трепетом. Вспоминает все: как проходила стажировку, как упрашивала маму взять ее с собой в город и покатать на большой машине.
Лидия Хадикова, ветеран Трамвайно-троллейбусного управления: «Мне, говорит, одну остановку проехать, я не могу, давай быстрее, а потом мы уже выходим, и я подошла к кабине, заглядываю, как дикарка, думаю, кто там сидит, как идет трамвай, вышли когда, опять посмотрела на водителя».
Это была первая ее встреча с трамваем. Тогда маленькая девочка из села Тарского даже не думала, что в вагоне на городских рельсах будет кататься уже не как пассажир. Чуть позже стать водителем трамвая стало не просто желанием, настоящей целью.
Лидия Хадикова, ветеран Трамвайно-троллейбусного управления: «Саша Харитоновна на меня посмотрела, говорит, где ты живешь, я говорю в Тарском, спрашивает, а как ты будешь сюда добираться, полчетвертого выезжает водитель, я говорю, что приду, прибегу. И она все равно говорит, иди где-нибудь пропишись, чтобы у тебя прописка городская была, вот тогда приходи и поговорим».
Трамвай полюбился ей сразу, как и людям, которые застали первый его запуск. Это было в далеком 1904 году.
«При огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту…». Именно так началась большая история, длиною вот уже в 120 лет.
В конце 19 века, когда город бурно развивался, и было принято решение пустить по улицам Владикавказа трамвай. Сначала предполагалось, что вагоны по рельсам будут тянуть лошади, но от идеи запустить конку отказались. Предпочли более современные проекты.
Феликс Киреев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А: «Это был проект греческого поданного Егора Ивановича Скараманга, с которым заключили договор на устройство владикавказского трамвая, он его подписал, инженер с той стороны, а от города подписал городской глава Александр Фалков, члены управления. Все это было официально, и наши власти ему выделяли на эти цели участок в два гектара земли. Сам этот Скараманга не стал строить, а передал права акционерному обществу бельгийскому «Владикавказский трамвай и освещение»».
С появлением трамвая Владикавказ преобразился. Это был символ прогресса, который как-будто переместил город из прошлого в будущее. Трамвай стал первым видом общественного транспорта.
Феликс Киреев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-А: «По сути ведь на тот момент автомобили только начали появляться, и транспортом внутри города были извозчики на лошадях только, и все. Даже те машины, которые появились, в основном были ориентированы на то, чтобы туристов возить в сторону Тифлиса, Военно-грузинской дороги. Внутри не было транспорта».
За 120 лет своего существования трамвайное депо пережило немало испытаний. Гражданская война, Великая Отечественная, переход в частные руки, возвращение в собственность города… Его ничто не сумело сломить. Трамвай жил, живет и развивается по сей день.
Светлана Каргинова, водитель-перегонщик «ВладТрамвая»: «Вроде бы вагоны удобные. Единственный минус – пожилым трудно подниматься. А так пассажиры довольны, нравится им, воздуха много, кондиционеры есть, сидения удобные, стоячих мест много, раньше столько не было, есть, за что держаться, особенно детям больше всех нравится».
Сегодня современному трамваю приходится бороться с современными проблемами. Они не такие, как раньше, но тем не менее есть. Главная из них – аварии.
Светлана Каргинова, водитель-перегонщик «ВладТрамвая»: «У нас машин в городе очень много, водителям трамвая очень трудно работать, потому что они и обилечивают сами, машины под трамваи лезут, если бы машины не мешали, было бы легче. Но так как движение в городе сумасшедшее, водителям трудновато».
Несмотря на это, многие из них продолжают работать, сохраняя любимый горожанами транспорт и развивая такую большую и интересную историю.