филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

17:19 вторник, 21 мая 2024
27 октября 2014, 22:14
Восстановлен древний осетинский музыкальный инструмент

Молодой мастер Тимур Илаев восстановил древний осетинский музыкальный инструмент – двенадцатиструнную арфу. До наших дней ни одного образца инструмента не сохранилось – только фотографии. Именно по ним Тимур и начал восстанавливать историю. Это не первый эксперимент мастера. Точно так же он воссоздал трехструнную скрипку, так называемую, хъисынфандыр.

Звучание старины. Молодой мастер Тимур Илаев восстановил древний осетинский музыкальный инструмент – двенадцатиструнную арфу. До наших дней ни одного образца инструмента не сохранилось – только фотографии. Именно по ним Тимур и начал восстанавливать историю. Это не первый эксперимент мастера. Точно так же он воссоздал трехструнную скрипку, так называемую, хъисынфандыр.
Это точная копия двенадцатиструнной арфы, на которой еще в XVII-ом веке играли осетинские народные сказители. Уникальный инструмент восстановил мастер Тимур Илаев. Струны арфы и сегодня передают необычайно чистые, волшебные звуки.
Тимур Илаев, мастер реконструкций старинных музыкальных инструментов: «Один инструмент мне не давал покоя. Это старинная арфа. Гаха Сланов был последний из сказителей, который играл на арфе и исполнял Кадджыта, нартской эпос, от которого и было записано большинство нартиады».
По преданию, арфа предотвратила кровную месть между двумя враждующими фамилиями, после чего стала считаться священной. Арфа прошла длинный путь, даже побывала в руках знаменитого художника Махарбека Туганова. Через какое-то время он передал ее в Северо-Осетинский краеведческий музей.
Тимур Илаев, мастер реконструкций старинных музыкальных инструментов: «Арфа была украдена в 1960-х годах. С тех пор ее нет, и от нее остались только фотографии. Единственные фотографии в трех ракурсах. Это единственная информация, по которым мы и начали делать реконструкцию».
Опыт реконструкции старинных музыкальных инструментов у Тимура уже был. Он изготовил хъисынфандыр – трехструнную скрипку, за которую в 2011-ом году был удостоен национальной премии «Яблоко нартов». В своем творчестве мастер использует определенные сорта деревьев.
Тимур Илаев, мастер реконструкций старинных музыкальных инструментов: «Использовал я здесь, как и в оригинале было, дерево клен. Клен, вот вся эта часть клен, здесь корпус это тоже клен. Только вот единственная верхняя дека это кавказская ель. Это для резонанса, звука. Это во всех инструментах так. Колки для прочности сделаны из самшита».
Форму и каждый изгиб дерева мастер тонко чувствует. Инструмент украшен традиционным национальным орнаментом, особенности которого он точно воспроизводит.
Батраз Цогоев, художник реконструкции старинных национальных костюмов: «Здесь можно различить и солярные знаки, и плетенки в виде ромбических и спиралевидных орнаментов. Очень интересная вещь, что Тимур с первого взгляда на фотографии, на очень мелкой фотографии сразу понял, что линия, которая создает, вот этот спиралевидный орнамент не прерывается нигде. Он сразу заметил здесь магические знаки».
Все древние инструменты осетин являются сакральными. Ни один национальный праздник не проводился без них. Сейчас такие памятники культуры, найденные или созданные вновь, словно нити, связывающие настоящее с прошлым.
Тимур Илаев, мастер реконструкций старинных музыкальных инструментов: «Это надо не только мне, но и, думаю, и республике это нужно, и молодежи это нужно, потому что эти инструменты, они несут информацию. Это инструменты, с помощью которых до нас дошел нартский эпос и осетинский язык сохранился. Поэтому, я думаю, забывать о них нельзя и надо их больше пускать в современную жизнь и современную музыку».
Тимур глубоко изучил историю своего народа, его традиции. Это помогает ему воссоздать культурное наследие предков. Скоро этот музыкальный инструмент будет выставлен в национальном музее Северной Осетии. Кроме того, Тимур намерен изготовить точную копию арфы и для учащихся республиканского лицея искусств. Тогда неповторимое звучание старинного осетинского инструмента еще долгое время будет радовать любителей живой музыки.
Вероника Айларова, Агентство «Иринформ»
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania
vgtrk_alania